Что такое «климат-контроль» и как работает
Климат-контроль это одна из опций системы комфорта, которой комплектуются многие современные автомобили. Она позволяет создать оптимальный температурный режим в салоне, как зимой, так и летом.
В чем особенность этой системы? В чем разница стандартного варианта от модификации на несколько зон и чем она отличается от кондиционера?
Что такое «климат-контроль»?
Это система, обеспечивающая автономную регулировку микроклимата в машине. Она оснащена ручной настройкой и функцией «Auto». С ее помощью можно обеспечить обогрев (или охлаждение) всего пространства в машине или отдельную ее часть.
Для примера, летом в машине часто бывает жарко. Обычно в этом случае немного опускают окна. При этом поток воздуха сложно проконтролировать. Как результат – простуда или отит. Если включить вентилятор, то он будет гнать горячий воздух. Система же контроля микроклимата сама подстраивает работу кондиционера или отопителя, в зависимости от заранее установленного параметра.
Изначально для подачи в машину прохладного воздуха использовали вентилятор печки. В шахте он идет мимо отопительного радиатора и подается в дефлекторы. Если температура воздуха на улице высокая, то от такого обдува практически нет никакой пользы.
После того, как в начале 1930-х годов в американских офисных помещениях начали использоваться кондиционеры, автопроизводители задались целью оснащать подобной системой и автомобили. Первая машина с установленным кондиционером, появилась в 1939-м. Постепенно это оборудование совершенствовалось и вместо устройств с ручной настройкой стали появляться автоматические системы, которые сами охлаждали воздух летом, и нагревали его зимой.
О том, можно ли использовать кондиционер зимой, смотрите в этом видео:
МОЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ КОНДИЦИОНЕР ЗИМОЙ / КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОНДИЦИОНЕРОМ В ХОЛОДА
Watch this video on
Как работает климат-контроль?
Данную систему нельзя назвать отдельным оборудованием, устанавливаемым в автомобиль. Это совокупность электронных и механических устройств, которые поддерживают микроклимат в автомобиле без необходимости в постоянном контроле со стороны человека. Она состоит из двух узлов:
- Механическая часть. В нее входят заслонки воздуховодов, вентилятор системы отопления и кондиционер. Все эти узлы объединены в единую систему, благодаря чему отдельные элементы работают синхронно в зависимости от заданных настроек.
- Электронная часть. Она оснащена температурными датчиками, которые мониторят климат в салоне. На основании этих параметров блок управления либо включает охлаждение, либо активирует обогрев.
Климат контроль можно использовать в любое время года. Система работает по следующему принципу.
- На модуле управления выставляется необходимый уровень температуры (на экране выбирается соответствующий показатель).
- Датчики, размещенные по салону, замеряют температуру воздуха.
- Если показатели сенсоров и настройки системы не совпадают, включается (или выключается) кондиционер.
- Пока кондиционер включен, вентилятор приточного воздуха подает свежий поток по вентиляционным шахтам.
- При помощи дефлекторов, расположенных на конце воздуховодов, поток прохладного воздуха можно направить не на человека, а в сторону.
- В случае понижения температуры электроника активирует привод заслонки отопителя, и она открывается. Кондиционер выключен.
- Теперь поток идет через радиатор системы отопления (о его устройстве и предназначении можно прочитать в другой статье). Благодаря высокой температуре теплообменника поток быстро нагревается, и в салоне начинает работать обогрев.
Преимущества такой системы в том, что водителю не нужно постоянно отвлекаться от управления автомобилем на регулировки климатического оборудования. Электроника сама выполняет замеры, и в зависимости от первоначальной настройки включает или выключает необходимую систему (обогрев/охлаждение).
Следующее видео посвящено работе климатической установки в режиме «Auto»:
Как работает климат-контроль в режиме AUTO
Watch this video on
Особенности работы климат-контроля
Нельзя сказать, что данная опция в автомобиле является панацеей от всех неудобств, связанных с неприятными погодными условиями. Вот распространенные трудности, которые могут возникать при ее использовании.
1. Некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что наличие системы контроля климата обеспечит быстрый прогрев салона зимой. Следует помнить, что данная функция зависит только от температуры охлаждающей жидкости мотора.
Вначале антифриз циркулирует по малому кругу, чтобы двигатель прогрелся до рабочей температуры (о том, какой она должна быть, читайте здесь). После того, как сработает термостат, жидкость начинает двигаться по большому кругу. Только в этот момент радиатор печки начинает нагреваться.
Чтобы салон автомобиля нагревался быстрее, чем сама система охлаждения двигателя, нужно приобрести автономный обогреватель.
2. Если автомобиль оснащен данной системой, нужно быть готовым к перерасходу топлива. Летом это обусловлено работой дополнительного навесного оборудования (компрессор кондиционера), которое приводится в движение от привода ГРМ. Чтобы температура воздуха в салоне поддерживалась, необходима постоянная работа мотора. Только в этом случае хладагент будет циркулировать по теплообменнику кондиционера.
3. Для эффективной работы обогрева или кондиционирования необходимо, чтобы все окна в машине были закрыты. В этом случае весь свежий воздух в машину будет поступать через салонный фильтр. Это заметно уменьшит интервал его замены. А если в машине присутствует пассажир с симптомами ОРЗ, то для остальных риск заразиться повышается.
4. Не все системы контроля климата в автомобиле функционируют одинаково эффективно. Дорогой вариант будет работать мягче и без резких переключений. Бюджетный аналог быстрее меняет температуру в машине, что может сказаться на состоянии здоровья всех, находящихся в салоне.
По умолчанию данная система однозонная. То есть поток идет через дефлекторы, установленные в переднюю панель. В этом случае воздух в салоне будет распределяться от передней части к задней. Такая опция практична для поездок с одним пассажиром. Если в машине чаще будет находиться несколько человек, тогда при покупке нового авто стоит выбрать один из следующих вариантов:
- двухзонный;
- трехзонный;
- четырехзонный.
Двухзонный климат-контроль
От предыдущего данная модификация отличается тем, что поток можно настраивать для водителя и отдельно для рядом сидящего пассажира. Такая опция позволяет обеспечить комфортное пребывание не только по потребностям хозяина авто.
В двухзонных модификациях производители устанавливают некоторые ограничения в разнице настроек климата. Это предотвращает неравномерное распределение обогрева/охлаждения.
Трехзонный климат-контроль
При наличии этой модификации на блоке управления помимо основного регулятора будет установлен еще один – для пассажира (как в предыдущей модификации). Это две зоны. Третья – задний ряд в машине. На тыльной стороне подлокотника между передними креслами установлен еще один регулятор.
Пассажиры заднего ряда могут сами для себя выбирать оптимальный параметр. При этом водитель не будет страдать из-за предпочтений тех, с кем он едет. Он может оптимизировать обогрев или охлаждение отдельно для зоны возле руля.
Четырехзонный климат-контроль
Принцип работы четырехзонного климат контроля идентичен первым трем модификациям. Только управление распределено по четырем сторонам салона. В этом случае поток идет не только из дефлекторов, расположенных на тыльной стороне подлокотника между передними сиденьями. Плавный обдув обеспечивается также через воздуховоды на стойках дверей и на потолке.
Подобно предыдущему аналогу управление зонами может осуществлять и водитель и пассажиры по отдельности. Данной опцией оснащаются автомобили класса «премиум», «люкс», а также она присутствует в некоторых полноценных внедорожниках.
Чем отличается климат-контроль от кондиционера
Как определить, установлен в машине кондиционер или он также оснащен автономной регулировкой? В этом случае на панели будет присутствовать отдельный блок с небольшим экраном, на котором будет отображаться уровень температурного режима. Такая опция автоматически комплектуется кондиционером (без него воздух в машине не будет охлаждаться).
Обычная система обдува и обогрева салона имеет кнопку А/С и два регулятора. На одном изображены уровни оборотов вентилятора (шкала 1, 2, 3 и так далее), на другом – сине-красная шкала (холодный/горячий воздух). Вторая ручка регулирует положение заслонки отопителя.
Наличие кондиционера не означает, что в автомобиле есть климат контроль. В этих двух опциях есть несколько отличий.
1. Настройка температурного режима при помощи кондиционера производится «по ощущениям». Автоматическая система имеет плавную регулировку. Она оснащена экраном, на котором отображается настраиваемый показатель. Электроника создает микроклимат внутри авто, независимо от погодных условий на улице.
2. Стандартная климатическая установка либо нагревает салон за счет температуры в системе охлаждения мотора, либо подает воздух с улицы. Кондиционер способен охладить этот поток в зависимости от положения регулятора. В случае автоматической установки достаточно ее включить и выбрать желаемую температуру. Благодаря датчикам электроника сама определяет, что нужно для поддержания микроклимата – включить кондиционер или открыть заслонку отопителя.
3. Отдельно кондиционер не только охлаждает воздух, но и удаляет из него лишнюю влагу. Эта функция особенно полезна, если на улице идет дождь.
4. Автомобиль, оснащенный кондиционером, стоит дешевле, чем аналогичная модель с опцией автоматического управления микроклиматом, особенно если она имеет приставку «четырехзонный». Причина этому – наличие дополнительных датчиков и сложного электронного блока управления.
Климат-контроль некоторых автомобилей оснащен функцией предварительной подготовки к поездке. В нее может включаться обогрев или охлаждение салона перед приходом водителя. Наличие такой функции следует уточнять у дилера. Если она присутствует, то блок управления будет оснащен еще одним регулятором – установка таймера.
Итак, система «климат-контроль» это электронное устройство, позволяющее автоматически подстраивать обогрев или охлаждение воздуха в машине. Он не может работать без стандартной системы вентиляции и отопления, а также без кондиционера.
Климат-контроль в автомобиле: принцип работы, типы и эксплуатация
Климат-контроль — это специализированная, электронная система по созданию и поддержанию в салоне авто приемлемой влажности и температурных показателей. Идеальность созданных условий в салоне авто в данном случае тесно связана с температурными показателями за бортом. Тщательно продуманная автоматика полностью освобождает водителя от необходимости осуществления ручной настройки системы.
Типы климат-контроля
Специфика климатообраующей системы, оснащенной разнообразными датчиками, дает ей шанс успешно варьировать температурные режимы в разных зональных отсеках авто. Так, к основным типам систем климат-контроля относятся:
- 1-зонный;
- 2-зонный;
- 3-зонный;
- 4-зонный.
Благодаря новейшей, прогрессивной электронике вариант четыреххзонной климатообразующей системы позволяет создавать комфортные температурные условия как для водителя авто, так и для его пассажиров.
Основные функции климатических систем в автомобиле на видео:
Как работают системы климат-контроля
Климатообразующая система представляет собой оборудование, состоящее из непосредственно самой климатической установки и программы по ее управлению. Климатическая установка является элементом гармоничного совмещения функций вентилирования, отопления и кондиционирования. Система управления отвечает за регулировку и контроль над используемым оборудованием. Она состоит из ряда датчиков:
- Датчик определения давления системы кондиционирования;
- Датчики определения температурных показателей воздуха внутри авто и за его бортом;
- Датчик определения степени излучения солнца.
Суть ее работы заключается в приеме сигналов датчиков блоком управления и их передаче конкретному исполнительному устройству. На основе полученных данных происходит регуляция изменившихся показателей.
Как работает климат-контроль показано на видео:
Эксплуатационные особенности системы климат-контроля
Удобство эксплуатации климатообразующей системы состоит в ее полной автоматизации. Водителю достаточно указать на дисплее желаемые температурные показатели, после чего программа сама установит порядок действий, направленных на достижение указанного результата.
Самым оптимальным считается функционирование климатообразующей системы, когда внутренняя циркуляция системы вентилирования авто находится в режиме «ON». В данном случае климатообразующая система всегда находится в ждущем режиме, готовая своевременно произвести «корректировку» температурных условий в салоне авто. Тем не менее, операции по перекрытию дефлекторов и выбору необходимого направления воздушного потока водителю рекомендуется выполнять самостоятельно.
К рециркуляции воздуха нужно подходить максимально серьезно. Следствием нахождения охлаждения в режиме «OFF» может стать образование конденсата на испарителе , запотевание стекол и образование в салоне авто неприятного запаха.
В жаркое время года работа системы климат-контроля должна происходить следующим образом:
- Водитель должен приоткрыть двери и окна авто и дождаться момента, когда температурные показатели салона и окружающей среды сравняются.
- Закрыть двери и окна, поставить режим рециркуляции на максимум.
- На некоторое время выйти из авто.
В процессе движения автомобиля при включенной системе климат-контроля следует избегать попадания воздуха извне. Он может повлиять на изменение показателей датчиков. В любом случае вне зависимости от времени года климатообразующая система способствует увеличению показателей расхода топлива.
Диагностика исправности климат-контроля на видео:
Особенности управляющего механизма
Вся работа системы климат-контроля базируется на взаимодействии ЭБУ (электронного блока управления) и датчиков. Выступая в роли мозгового центра, ЭБУ принимает решение о корректировке температурных условий в салоне авто. Помощником в достижении необходимых температурных показателей также выступает устройство, именуемое блоком испарителя-отопителя. Вся работа климатообразующей системы носит исключительно автоматизированный характер.
Оперируя вентилятором и заслонками, ЭБУ определяется с выбором наиболее оптимального направления, температурного режима и силы воздушного потока. Так, существуют следующие варианты направления потока воздуха:
- В область стекла;
- В область ног;
- В область стекла и ног;
- В область лица;
- В область ног и лица.
Осуществление работ по монтажу климатообразующей системы
Монтаж климат-контроля — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, в котором лучше всего довериться профессионалам. Специфика установки климатообразующей системы в зависимости от модели авто, производителя климатообразующей системы и ее комплектации вынуждает производить эту процедуру в автосервисе несмотря на высокий ценовой диапазон. Сэкономив на этой услуге и установив климатообразующую систему самостоятельно, можно стать инициатором поломки ряда важнейших элементов.
Этапы монтажа системы климат-контроля (могут быть отличными для различных моделей авто):
- Демонтаж бардачка автомобиля и его центральной консоли.
- Осуществление слива антифриза – демонтаж печки – удаляется аккумуляторное крепление.
- Вырезание отверстия, необходимого для рециркуляции с учетом произведенной разметки — создание для испарителя крепёжных отверстий и их подсоединение.
- Аккуратное проделывание отверстия в области моторного щита.
- Осуществление замены имеющейся проводки вентилятора охлаждения специализированной проводкой датчиков климатообразующей системы.
- Монтаж и последующее подключение таких датчиков, как потолочный и датчик с вентилятором.
- Протягивание провода АКБ и проводки – подключение колодок – монтаж блока отопителя и испарителя.
- Подсоединение ЭБУ.
- Осуществление предварительного контроля работоспособности всей системы.
- Монтаж радиатора, установка магистрали фреона и кронштейна для компрессора – закрепление компрессора – прикручивание шлангов – монтаж вентилятора.
- Установка осушителя и дросселя.
- Проверка всех рабочих магистралей и герметичности системы – заправка климатообразующей системы фреоном.
- Осуществление контроля правильности поступаемых с датчиков данных.
Специфика ухода за системой климат-контроля
Обязательными условиями надлежащей эксплуатации климатообразующей системы является промывание радиатора кондиционера (не менее 2-х раз в год) и осуществление своевременной дозаправки. Выполняя все правила эксплуатации устройства, можно долгие годы наслаждаться исправной и эффективной работой системы климат-контроля.
Как отремонтировать заслонки климат-контроля своими руками:
Цена климатообразующих систем
Системы климат-контроля отличаются высокой ценой. Как показывает статистика, средние ценовые предложения рынка колеблются в пределах 1 000 – 15 000$. Дешевые модели, как правило, отличаются ограниченным функционалом и низким качеством.
Плюсы и минусы систем климат-контроля
Плюсы:
- Создание комфортных условий нахождения в салоне авто;
- Наличие возможности определять температуру за бортом;
- Отсутствие необходимости в ручной настройке системы;
- Исключения вероятности переохлаждения и перегрева.
Минусы:
- Высокий ценовой диапазон;
- Увеличение показателей расхода топлива;
- Вероятность поломки всей системы при наличии неисправностей в смежных отсеках.
Как функционирует климат-контроль в автомобиле?
Наличием кондиционера в автомобиле сейчас никого не удивишь – многие зарубежные производители снабжают охладителями машины базовой комплектации. Более дорогие версии авто оборудованы климатическими установками, поддерживающими заданную температуру воздуха в автоматическом режиме. Причем данная система не является новейшей разработкой и применяется в транспортных средствах порядка 20 лет. Цель публикации – рассмотреть принцип работы климат-контроля и пояснить, какая разница между ним и обычным кондиционером.
Что собой представляет климат-контроль?
Задача автомобильного кондиционера – подавать в салон машины нужное количество воздуха, охлажденного до установленной температуры. Забор осуществляется с улицы, изнутри авто либо в смешанном режиме (полная или частичная рециркуляция) по выбору водителя. Аналогично работает салонный отопитель, прогоняющий воздушный поток через нагретый от двигателя радиатор.
Важный момент! Отопительная и охлаждающая установка функционирует отдельно, независимо друг от друга. Отсюда возникают неудобства для пассажиров – временами в салоне машины становится слишком душно или прохладно, водителю приходится корректировать температуру воздуха вручную.
Отличие кондиционера от климат-контроля заключается в следующем: первый представляет собой отдельный агрегат, выполняющий две функции, – охлаждение и осушение воздуха. Климат-контроль – это система, объединяющая несколько установок и призванная автоматически поддерживать комфортную температуру внутри автомобиля. В состав системы входят следующие элементы:
- все агрегаты кондиционера – компрессор, теплообменники испарителя и конденсатора, плата управления;
- радиатор автомобильной печки, заполняемый горячим антифризом от двигателя;
- вентилятор – нагнетатель;
- сеть воздуховодов, расположенных под передней панелью и расходящихся по салону;
- заслонки распределения воздушных потоков, оснащенные сервоприводами;
- дефлекторы, ручки и кнопки настройки температуры;
- собственный электронный блок управления (контроллер);
- датчики температуры воздуха.
Как работает климатическая установка?
Внедрение климат-контроля позволило согласовать работу установок отопления и кондиционирования, подчинить их одному управляющему центру. Плюс реализовано ограничение температуры с помощью внутренних и внешних датчиков – ориентируясь на их показания, контроллер регулирует интенсивность охлаждения или обогрева.
Зимой климат-контроль в автомобиле работает следующим образом:
- Воздушный поток, зашедший через входное отверстие, попадает в воздуховод и теплообменник – испаритель кондиционера. При контакте с холодными ребрами радиатора выпадает конденсат – воздух осушается.
- Дальше система заслонок, оборудованных электроприводами, направляет часть потока в радиатор отопителя на прогрев.
- На выходе из теплообменника горячий воздух смешивается с холодным для достижения установленной температуры. Пропорции регулирует контроллер, получающий сигнал от соответствующего датчика.
- Смешанный поток движется по воздуховодам в салон, выходя сквозь дефлекторы передней панели либо в ногах пассажиров.
Примечание. В процессе автоматического регулирования электронный блок управления ориентируется также на показания внешнего температурного датчика. Если на дворе мороз, контроллер направит воздух в обогреватель, во время жары пропустит только через охладитель.
Летом обработка воздушной массы климатической установкой упрощается – поток не нужно греть в отопителе и смешивать. Блок управления занимается только кондиционированием – после охлаждения до требуемой температуры останавливает компрессор. Включение агрегата происходит по сигналу салонного датчика, информирующего о нагреве воздуха на 3–5 °С.
Зимой бюджетные версии систем могут направить едва теплый поток прямо на пассажиров, когда двигатель автомобиля не успел прогреться. Поэтому на данном этапе водителю приходится вмешиваться в работу климат-контроля и регулировать отопление вручную. Разница между дешевыми и более дорогими установками следующая: последние не подают воздух в лицо или ноги пассажиров, пока он не нагреется. В первые минуты работы мотора заслонки направляют воздушные потоки на стекла.
Если водитель выставляет желаемую температуру (комфортной считается диапазон 22–24 °С) и активирует режим «Авто», контроллер сам принимает решение об интенсивности нагрева (или охлаждения), направлении и мощности потоков. В большинстве автомобилей температура регулируется в пределах 14–28 °С.
Разновидности систем
Стандартный (однозонный) вариант климатической установки не решает вопросов, связанных с особенностями организмов разных людей. Суть проблемы стоит пояснить на примере: при поддержании в салоне 22 °С водителю комфортно, сидящему рядом пассажиру – душно, а на заднем ряду сидений – холодно. В просторных автомобилях, где установлен третий дополнительный диван, действие климат-контроля задними пассажирами не ощущается.
Решением данного вопроса стали более сложные климатические системы:
- двухзонный климат-контроль формирует 2 воздушных потока различной температуры – для водителя и переднего пассажира;
- трехзонная установка создает индивидуальные температурные условия для шофера, сидящего рядом человека и пассажирам заднего ряда;
- четырехзонная (иначе – многозонная) позволяет подавать воздух с различными параметрами на все сиденья – передние и задние.
Подача воздушных масс разной степени нагрева (или охлаждения) организована посредством раздельных воздуховодов, проложенных по днищу и внутри боковых панелей. Блок управления контролирует температуру в каждой зоне с помощью отдельных датчиков. Чтобы пассажиры задних кресел могли самостоятельно регулировать параметры воздуха, между передними сиденьями устанавливается панель с кнопками, дисплеем и дефлекторами – распределителями потоков.
Предугадать желания автолюбителей, предусмотреть все возможные ситуации и заложить их в программу климатической электроники практически нереально. Поэтому производители транспортных средств ставят две кнопки, позволяющие включать кондиционер или климат-контроль по отдельности. Пример: зимой нужно очистить запотевшие стекла, но контроллер этого «не знает» и охладитель не запустится. Тогда водитель отключает климат-контроль и принудительно активирует кондиционер отдельной кнопкой.
Особенности использования
Стандартная климатическая система управляется посредством следующих кнопок:
- Auto – запуск климат-контроля;
- А/С – принудительное включение кондиционера;
- кнопки либо рукоятки установки желаемой температуры;
- регулятор производительности вентилятора;
- клавиши или рукоятки распределения воздушных потоков – на стекло, в лицо либо ноги;
- переключение забора воздуха снаружи или внутри машины (рециркуляция).
Пользоваться климат контролем несложно, но следует знать некоторые особенности. Например, при включенной системе (после нажатия кнопки Auto) зимой кондиционер не запустится. Сначала нужно отключить автоматическое поддержание температуры, а потом нажимать клавишу «А/С».
Регулирование температуры производится после нажатия кнопки Auto. Причем разница в настройке температур двух– и многозонной системы априори не может быть большой, поскольку кресла расположены рядом. Электроникой предусмотрена максимальная разность 4 °С. Если передний пассажир попытается добавить температуру сверх указанного предела (например, на 5 °С больше, чем выставил шофер), то и настройка с водительской стороны начнет увеличиваться, но разница сохранится неизменной.
Эффективность работы климатической установки зависит от количества и расположения температурных датчиков. Лучшая комбинация – 2 измерителя в каждой зоне, находящиеся сверху и снизу. В бюджетных системах, где установлен 1 потолочный датчик, вентилятор может подавать более прохладный воздух, поскольку контроллер «видит», что заданная температура уже достигнута.
Чтобы правильно пользоваться системой климат-контроля, соблюдайте простые рекомендации:
- Не задавайте слишком низкую температуру воздуха (меньше 20 °С) летом. Достаточно выйти из автомобиля на 3–5 минут и вернуться в прохладный салон, чтобы не простудиться.
- Зимой на непрогретой машине направляйте обдув на лобовое и боковое стекло. Когда мотор и охлаждающая жидкость подогреется, можно поворачивать дефлектор в свою сторону.
- Не включайте надолго режим полной рециркуляции – воздух насыщается углекислым газом.
- Летом в пробках двигатель сильно нагревается, чему способствует нагрузка от работающего кондиционера. Периодически отключайте охладитель либо задайте максимальную температуру 24–25 °С.
Обслуживание климат-контроля включает своевременную замену фильтров и проверку технического состояния кондиционера. Рекомендуется ежегодно посещать автосервис для измерения давления фреона в контуре и поиска утечек.
Климат контроль в автомобиле, устройство, принцип работы системы климат контроля
Климат контроль в автомобиле, в плане повышения комфортности поездки, играет одну из важных ролей. И если раньше климат контроль в автомобиле был своеобразной роскошью, то сейчас данная функция доступна в большинстве современных машинах.
С чего все начиналось
Раньше было все очень просто, открыл окно, включил печку или наоборот обдув салона холодным воздухом, вот и весь климат контроль с уровнем комфортности которого приходилось мириться всем пассажирам.
Но, как обычно бывает, кому-то становится жарко, кому-то холодно, сильно дует или наоборот душно, а слова «закрой окно, дует и очень шумно» знакомы многим водителям.
Поэтому в появлении климат контроля автомобиля ничего удивительного нет, ведь комфортность поездки, особенно продолжительной, в значительной мере влияет и на ее безопасность.
Работа и устройство климат контроля
Работа климат контроля в автомобиле основана на кондиционировании воздуха, которое происходит с помощью кондиционера, благодаря чему в салоне машины поддерживается заданная температура воздуха. Также не стоит забывать и про радиатор отопителя, который во всем этом процессе тоже играет не малую роль.
Функционирование оборудования основано на работе устройств вентиляции, отопления, кондиционирования. Все это управляется с помощью единой системы управления.
При этом не нужно забывать, что каждое из выше перечисленных устройств тоже состоит из нескольких элементов.
К примеру, в состав оборудования кондиционирования автомобиля входят: компрессора, ресивера, испарителя, конденсатора.
Если вышли из строя устройства кондиционирования, то полезной будет статья неисправности автомобильного кондиционера, способы их устранения.
В состав отопления входит радиатор отопителя, а в вентиляцию — вентилятор приточного воздуха.
Система климат-контроля в автомобиле может быть простой и сложной.
Функционал сложных систем не заканчивается на обычном охлаждении воздуха, хотя во многих климат контролях предусмотрено изменение уровня температуры воздуха как у пассажиров, так и у водителя в отдельности.
В некоторых дорогих иномарках благодаря климат-контролю стало возможным даже изменять степень освещенности салона солнечным светом, что очень удобно при поездках в летнюю солнечную погоду.
Появление такого функционала в современных авто произвело фурор среди покупателей машин, ведь в салоне стало возможным создать свой микроклимат, который будет поддерживаться автоматически во время всей поездки.
Типы систем климат контроля
Каждый производитель автомобилей стремится выделится среди конкурентов и предлагает своим покупателям климат контроль с различными интересными возможностями.
Но одно их объединяет, это типы систем, которые бывают:
- Однозонными (на весь салон);
- Двухзонными (водитель, пассажир справа);
- Трехзонными (водитель, пассажир справа, задние сидения);
- Четырехзоными (для водителя и каждого пассажира в отдельности).
Все это стало возможным благодаря внедрению современной электроники.
Управление климат контролем
Управление поддержкой нужного микроклимата в салоне осуществляется с помощью специальных устройств:
- Блока управления;
- Исполнительные устройства (заслонки, электродвигателя);
- Входные датчики.
Блок управления
Блок управления электронный, благодаря чему получаемая от датчиков информация мгновенно обрабатывается с помощью специальной программы в автоматическом режиме, создает и передает команды на исполнительные устройства.
Датчики
К датчикам относятся:
- Фотодиоды – определяют уровень внешней освещенности;
- Входной температурный датчик (наружный) – определяют показатели внешней температуры воздуха, крепится за передним бампером авто;
- Выходные температурные датчики – определяют температуру внутри салона;
- Датчики, определяющие температуру испарителя;
- Датчики давления в системе кондиционирования;
- Потенциометры заслонок;
- Датчик солнца;
- Датчик положения солнца.
Принцип работы всех указанных датчиков основан на преобразовании снятых физических параметров в электрические сигналы, которые поступают в электронный блок управления.
Наружный датчик
Как уже отмечалось, он крепится за передним бамперов машины. Благодаря ему блок управления определяет на сколько существует разница в температурах внешней и в салоне. Соответственно, поступают нужные команды, чтобы либо нагреть воздух в салоне, либо охладить его.
Датчик солнца
Устанавливается он в недорогих климат контролях на лобовое стекло. Благодаря ему определяется степень яркости солнца и повышает интенсивность своей работы или уменьшает.
Датчик положения солнца
Устанавливается в более дорогих климат контролях. Благодаря датчику определяется с кокой стороны машины солнце и, соответственно, на эту сторону салона будет воздействовать более эффективно.
Данный датчик устанавливается от 2 – х зонных и более систем.
Конструктивно, количество выходных датчиков, на конкретной модели авто может быть разным, все зависит от типа климат контроля (смотрите выше).
Для однозонной системы свойственен один датчик, для двухзонной два (слева у водителя и справа у пассажира). Для трехзонной — датчики устанавливаются у водителя, пассажира справа и сзади. Для четырехзонной, соответственно, четыре внутренних датчика.
Потенциометры заслонок регулируют угол наклона воздушных заслонок в автоматическом режиме, перераспределяя воздух по салону машины (про заслонки читайте ниже).
Исполнительные устройства
К исполнительным устройствам относятся механические или электрические приводы и электродвигатель вентилятора.
Управление исполнительными устройствами осуществляется через блок управления, от которого поступают соответствующие сигналы.
Заслонки
На первый взгляд важность заслонок в климат контроле не просматривается, но это только на первый взгляд.
Если углубится в эту тему, то начинаешь понимать, что без заслонок и правильной их работы эффективность функционирования всего климат контроля сводится к нулю.
И вот почему.
Заслонок может быть несколько типов и все они делятся по назначению:
- Центральная заслонка;
- Заслонка рециркуляции;
- Приточного воздуха;
- Для оттаивания стекол;
- В системах от 2 – х и более зон – температурного регулирования.
Даже из их названия видно, что работа заслонок играет важную роль в правильном функционировании климат контроля.
Как все работает
Выставление нужных режимов работы происходит с помощью специальных регуляторов, которые размещены на панели приборов.
Вращая регулятор, водитель задает нужный алгоритм работы программы в блоке управления.
Обрабатывание электрических сигналов, поступающих от входных датчиков, происходит в соответствии с заданными параметрами работы программы.
После обработки всех полученных данных, поступают команды управления на нужные в данный момент исполнительные устройства.
Все выставленные значения температуры в салоне, а это в пределах от 16 до 30 0С, поддерживаются в автоматическом режиме.
При необходимости радиатор отопителя нагревает воздух, а кондиционер его охлаждает удаляя при это влагу.
Центральна заслонка регулирует нагрев воздуха за счет смешивания холодного и горячего потоков.
Полезные советы
В некоторых малолитражных авто с небольшим салоном предлагают двухзонные системы климат контроля. Эффективность работы такой системы минимальна, так как в маленьком пространстве установить разные микроклиматы не возможно.
Вы просто переплатите за функцию, которая не будет работать.
Чем больше салон машины, тем становиться более рациональным использование в нем двухзонных и более типов климат контроля.
Режим рециркуляции.
Часто им пользоваться не рекомендуется, без включенного режима охлаждения. Нюанс заключается в том, что человек при дыхании выделяет влагу, и если не придерживаться указанной выше рекомендации, влага будет конденсироваться на испарителе.
Это приведет к не хорошим запахам в салоне и быстрому образованию на испарителе различных вредных микробактерий.
Не говоря уже про то, что просто будут потеть стекла.
Окна.
При работе климат контроля в автомобиле запрещено открывать окна и люки. Датчики начнут снимать совершенно другие показатели, а это приведет к сбою в работе всей системы.
Тогда смысл наличия такого дорогостоящего оборудования может потерять значение.
ВИДЕО — как работает климат контроль в автомобиле от Vladislav Tarassov.
Система климат-контроля
Для комфортабельного передвижения на автомобиле при различных погодных условиях, в салоне необходимо поддерживать оптимальный температурный режим и влажность воздуха. И за это отвечают определенные системы и устройства. Первым таким оснащением стала система вентилирования, обеспечивающая подачу прохладного воздуха в салон извне, и обогрева салона (печка). В последствии к ним добавился кондиционер, дополнительно охлаждающий воздух в салоне.
Все эти системы работают раздельно (независимо друг от друга) и управляются вручную. Причем водитель должен не только включить в работу нужную систему, но еще и периодически контролировать, и регулировать режим ее работы — уменьшать, увеличивать интенсивность прогрева или охлаждения воздуха, силу потока подаваемого воздуха. При этом создать комфортабельный климат в салоне при ручном управлении не всегда удается.
Итогом постоянной доработки устройств, поддерживающих температурный режим в салоне стала система климат-контроля автомобиля. Эта система объединяет в себе все перечисленные устройства и системы – вентиляции, обогрева и кондиционирования.
Назначение и устройство системы
Климат-контроль обеспечивает поддержание оптимального температурного режима и влажности в салоне при минимальном участии водителя в управлении. Делает это он за счет взаимодействия кондиционера, печки и системы вентилирования, причем работает все в автоматическом режиме. Благодаря этой системе в задачу водителя входит лишь установка предпочитаемой температуры в салоне, все остальное климат-контроль выполнит самостоятельно.
Климат-контроль авто конструктивно сложная климатическая установка, объединяющая в себе множество составных элементов. Но если в целом рассматривать устройство этой системы, то она включает в себя:
- Систему управления;
- Следящие устройства;
- Рабочие и исполнительные узлы.
По сути, климатическая установка построена по тому же принципу, что и все современные системы авто.
Система управления
Основным элементом системы управления климат-контролем является электронный блок управления. Этот узел принимает и обрабатывает информацию, поступающую от следящих устройств, а также от панели управления установкой, при помощи которой водитель устанавливает температурный режим. На основе всех полученных данных ЭБУ осуществляет управление исполнительными механизмами.
В большинстве случаев климат-контроль работает в автоматическом режиме – поддерживает заданную температуру, следит за чистотой поступающего в салон воздуха. Но во многих версиях реализовано также и ручное управление печкой и кондиционером, что позволяет принудительно подать поток воздуха в нужную зону.
Следящие устройства
Вся нужная для корректной работы климат-контроля информация поступает со следящих устройств – датчиков. Количество этих элементов постоянно возрастает, что позволяет более точно определить климат в салоне и откорректировать работу установки. Но есть и основные следящие устройства, которые присутствуют во всех климат-контролях. К ним относятся датчики:
- Температуры наружного воздуха;
- Выходной температуры воздуха (подающегося в салон);
- Температуры испарителя кондиционера;
- Интенсивности солнечного света;
- Положения заслонок.
Благодаря этим датчикам производиться корректировка режима работы климатической установки. К примеру, благодаря датчикам температуры система определяет, насколько необходимо прогреть или охладить воздух, причем с учетом естественного прогрева салона солнечными лучами.
Пример устройства двухзонного климат-контроля
Отдельно ЭБУ контролирует работу узлов кондиционера – давления в системе, температуры компрессора. В случае возникновения нештатной ситуации (превышении давления в системе выше нормы, аварийного стравливания хладагента) благодаря этим датчикам система управления отключит кондиционер, не допустив поломку основных узлов.
Более совершенные климатические установки комплектуются дополнительными датчиками:
- Температуры лобового стекла;
- Влажности воздуха в салоне;
- Температуры в зоне ног;
- Качества воздуха;
- Количества пассажиров в салоне.
Благодаря датчикам температуры лобового стекла и влажности салона климат-контроль может самостоятельно определить вероятность запотевания стекла и принять меры для его устранения – обеспечить обдув лобового стекла прогретым воздухом. Помимо этого, система может самостоятельно просушить воздух, добившись в салоне оптимальной влажности.
Датчик качества воздуха определяет количество примесей, вредных веществ и на основе его показаний блок управления устанавливает нужный режим – подача воздуха в салон извне или включение рециркуляции воздуха.
Благодаря датчику количества пассажиров система высчитывает объем воздуха, который необходимо подать в салон.
Рабочие и исполнительные узлы
Как уже отмечено, климат-контроль объединяет в себе обогреватель салона, кондиционер и систему вентилирования салона. Именно эти элементы обеспечивают нагрев, охлаждение и подачу воздуха.
Непосредственное участие в создании климата в салоне принимают радиатор печки, испаритель кондиционера и вентилятор системы вентиляции. Эти узлы можно отнести к рабочим элементам.
Расположение элементов системы климат-контроля
К исполнительным же механизмам относятся воздуховоды, ведущие к нужным зонам, и заслонки с электроприводом, установленными в них. Дополнительно в некоторых системах к этой составляющей относятся электрообогреватели воздуха.
Основными элементами в исполнительной составляющей являются заслонки. Именно они обеспечивают подачу потока воздуха в нужные зоны, осуществляют переход от режима подачи в режим рециркуляции.
В конструкции климат-контроля авто используются такие заслонки:
- Подачи воздуха извне;
- Центральная;
- Рециркуляции;
- Подачи воздуха в выбранную зону;
- Температурного регулирования.
Все заслонки оснащены электроприводом и управляются ЭБУ. Помимо этого, блок управления контролирует и корректирует работу вентилятора системы вентиляции, поэтому он тоже относится к исполнительным механизмам.
Благодаря использованию большого количества заслонок удается задать:
- Режим (подача, рециркуляция воздуха);
- Зону подачи (лобовое стекло, ноги, область расположения головы, комбинированные зоны – ноги/стекло, ноги/голова);
- Распределение воздуха (прямоточная подача, рассеивание).
Что касается последней функции, то последнее время прямоточное распределение все реже используется из-за создания менее комфортабельных условий – при прямой подаче создается ощущение сквозняка. Рассеивающее распределение более оптимальное, но для ее реализации необходима достаточно разветвленная сеть воздуховодов.
Виды и их особенности
Существует несколько видов климат-контроля, которые делятся между собой по количеству обслуживаемых зон салона. По этому критерию климатические установки делятся на:
- Одно-;
- Двух-;
- Трех-;
- Четырехзонные.
Однозонный климат-контроль – самая простая установка. Он контролирует и поддерживает заданную температуру во всем салоне. Двухзонная установка позволяет задавать оптимальную температуру отдельно водителю и переднему пассажиру. В трехзонной системе дополнительно выведен отдельный блок управления температурой для пассажиров заднего сиденья. Четырехзонная система – самая «продвинутая», поскольку позволяет каждому пассажиру установить свою температуру.
Четырехзонный климат
Но отметим, что чем больше зон обслуживания, тем сложнее устройство климатической установки – увеличивается количество датчиков, необходима прокладка дополнительных воздуховодов к заднему сиденью, устанавливается дополнительное оборудование (электрообогреватели в воздуховодах заднего сиденья).
Достоинства и недостатки
К положительным качествам климат-контроля можно отнести:
- Легкость управления;
- Полностью автоматическая работа оборудования;
- Наличие дополнительных функций (прогрев лобового стекла, удаление лишней влаги);
- Возможность отдельной установки температурного режима (для двухзонных типов и выше).
Но и без недостатков не обошлось. К негативным качествам климат-контроля относятся:
- Сложность конструкции;
- Высокая стоимость ремонта;
- Некорректная работа при неисправности одного из составных элементов;
- Сложность самостоятельного обслуживания.
Климат-контроль сейчас является передовой системой, обеспечивающей комфортабельные условия в салоне авто, поэтому все больше автопроизводителей комплектуют этой установкой свои модели. Но пока вытеснить отдельно установленные печки с кондиционерами эта система не в состоянии. И виной тому – дороговизна оборудования. Многие автолюбители не хотят переплачивать значительную сумму за авто с «климатом», отдавая предпочтение моделям с простыми кондиционерами.
Чем хорош «правильный» климат-контроль?
От отопления мы тоже отказались. Зачем отопление, если всё равно надо одно окно держать открытым, иначе запотеет ветровое стекло. К тому же отопление стоило дорого – двенадцать долларов.
И.Ильф, Е.Петров «Одноэтажная Америка» • 1935
Климатические установки
Автомобили могут оснащаться климатической установкой, выполняющей несколько функций: вентиляция салона, отопление салона и обогрев ветрового стекла, охлаждение воздуха в салоне. Климатические установки бывают нескольких типов.
-
Простой отопитель салона;
-
Простой отопитель салона и кондиционер;
-
1-зонный климат-контроль;
-
2-зонный климат-контроль;
-
3-зонный климат-контроль;
-
4-зонный климат-контроль;
-
Климат-контроль, дополненный стояночным отопителем.
Простой отопитель салона
Такие отопители устанавливали на «Жигули», «Москвичи», «Волги». В некоторых автомобилях даже не было возможности регулировать из салона количество горячей охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор отопителя. Эту возможность добавили позже. Некоторые автомобили имели по два отопителя салона. Первый обогревал сидящих на передних сиденьях водителя и пассажира, второй использовался для обогрева задней части салона автомобиля.
Отопление салона включалось только в случае необходимости (в дождь или зимой), летом для проветривания открывались треугольные поворотные форточки в передних дверях. По салону гуляли сквозняки.
Затем систему вентиляции автомобиля несколько усовершенствовали, сделав проточной с определенной кратностью обмена воздуха в салоне. Треугольные поворотные форточки передних дверей исчезли из конструкции, как исчезли и сквозняки из салона автомобиля.
Отопитель салона и кондиционер
Дальнейшее улучшение вентиляции салона современного автомобиля привело к установке кондиционера. Отопитель салона и кондиционер работали независимо друг от друга. Но это был большой шаг вперёд.
В тёплую погоду можно было не опускать стёкла дверей, а использовать вентилятор отопителя (кондиционера). В жаркую погоду можно было включить кондиционер.
Наличие отопителя и кондиционера в автомобиле подталкивали конструкторов к попыткам совместного использования этих устройств. Так в Daewoo Nexia появилась белая зона на шкале климатической установки. Дождливой осенью, установив рукоятку в белую зону можно получить замечательный эффект: тёплый воздух будет подогревать, и сушить ноги водителя и пассажиров, а прохладный воздух из кондиционера будет обдувать лобовое и боковые стёкла, предотвращая их запотевание.
1-зонный климат-контроль
Конструкторам оставалось сделать совсем немного для автоматизации климатической установки. Можно поставить терморезистор в салоне (например, в районе крыши) и по его сигналу регулировать скорость вращения вентилятора отопителя. Можно пойти дальше и по сигналу терморезистора включать кондиционер. Правда, для этого терморезистор должен измерять температуру окружающего воздуха. Заодно температуру окружающего воздуха или «температуру за бортом» можно вывести на панель приборов.
1-зонный климат-контроль охватывает весь салон автомобиля. Один терморезистор устанавливается в салоне, другой терморезистор измеряет «температуру за бортом». В зависимости от показаний этих резисторов и положения регулятора температуры в салоне система 1-зонного климат-контроля включает либо отопитель, либо кондицонер и автоматически регулирует температуру в салоне.
2-зонный климат-контроль
2-зонный климат-контроль охватывает отдельно правую и левую части автомобиля. Для контроля температуры в правой и в левой части автомобиля в его салоне устанавливают два терморезистора. Третий терморезистор измеряет «температуру за бортом». В зависимости от показаний этих терморезисторов и положения 2-х регуляторов температуры в салоне система 2-зонного климат-контроля включает либо отопитель, либо кондицонер, направляя воздух соответствующей температуры в каждую зону.
3-зонный климат-контроль
3-зонный климат-контроль охватывает правую и левую части салона автомобиля спереди и всю заднюю часть. Для контроля температуры во всех 3 частях автомобиля в его салоне устанавливают три терморезистора. Четвёртый терморезистор измеряет «температуру за бортом». В зависимости от показаний этих терморезисторов и положения 3-х регуляторов температуры в салоне система 3-зонного климат-контроля включает либо отопитель, либо кондицонер, направляя воздух соответствующей температуры в каждую зону.
4-зонный климат-контроль
4-зонный климат-контроль охватывает каждое из 4-х пассажирских мест. Для контроля температуры на всех 4-х пассажирских местах автомобиля в его салоне устанавливают четыре терморезистора. Пятый терморезистор измеряет «температуру за бортом». В зависимости от показаний этих терморезисторов и положения 4-х регуляторов температуры в салоне система 4-зонного климат-контроля включает либо отопитель, либо кондицонер, направляя воздух соответствующей температуры к каждому пассажирскому месту.
Климат-контроль, дополненный стояночным отопителем
Всем хорош климат-контроль. Тем не менее, у него есть недостаток. Недостаток заключается в невозможности оптимальной работы системы климат-контроля до тех пор, пока двигатель полностью не прогреется.
Современные двигатели прогреваются достаточно быстро, но в сильный мороз прогрев замедляется. Системы климат-контроля, дополненные стояночным отопителем исправляют этот недостаток. Можно включить стояночный отопитель и перед поездкой прогреть салон. В начале движения (пока двигатель не прогрелся) можно воспользоваться стояночным отопителем для создания комфортной температуры в салоне. Следует учитывать, что стояночный отопитель расходует топливо, поэтому в автомобиле должен быть его запас.
Автономный отопитель позволяет запрограммировать не только отопление салона, но и его вентиляцию. Например, автомобиль весь день стоит на солнце и к концу рабочего дня можно включить с брелка (или запрограммировать таймер) вентиляцию салона, чтобы проветрить автомобиль и создать в нём приятный микроклимат.
Посмотрим, как поступает водитель, управляя отопителем и кондиционером.
В зависимости от температуры воздуха за бортом водитель:
-
Включает вентилятор на небольшую скорость (после запуска, пока двигатель не прогрет) и направляет поток воздуха на лобовое стекло, осуществляя вентиляцию салона и предотвращая его запотевание.
-
Когда двигатель достаточно прогрет – увеличивает скорость вентилятора. Поток воздух направлен на лобовое стекло и передние боковые стёкла. Идёт активная вентиляция салона автомобиля. Удаляется влажный воздух из салона.
-
Когда стёкла очистились, водитель переключает заслонки так, чтобы тёплый воздух обогревал ноги и сушил коврики. Происходит вентиляция салона автомобиля и удаление влажного воздуха.
-
После того как коврики просохли, водитель снижает скорость вращения вентилятора и может направить воздух в центральную часть салона.
-
При движении на большой скорости водитель увеличивает скорость работы вентилятора.
Если автомобиль стоял на солнце и сильно нагрелся, водитель включает не отопитель, а кондиционер.
Правильно спроектированный климат-контроль работает по аналогичному алгоритму. Для обеспечения оттаивания заиндевевшего лобового стекла предусмотрена возможность его интенсивного обдува. Если воздух за бортом имеет низкую температуру, то дополнительно включается электорообогрев ветрового стекла, если автомобиль оборудован лобовым стеклом с электрообогревом. Конструкторы предусматривают автоматическое отключение обогрева лобового стекла через 10-15 мин.
При повышении скорости движения увеличивается интенсивность работы вентилятора системы климат-контроля.
После прогрева двигателя начинается интенсивный обдув тёплым воздухом ног и просушка ковриков. Влажный воздух удаляется из салона автомобиля. Идёт интенсивный прогрев и сушка салона. Одновременно лобовое стекло обдувается прохладным воздухом. Это нужно для того, чтобы на лобовом стекле снег не таял, а сдувался потоком встречного воздуха (в старых конструкциях на лобовое стекло подавался горячий воздух, поэтому снег прилипал к лобовому стеклу и таял, ухудшая видимость).
Когда салон прогрет и просушен, скорость работы вентилятора снижается и система переходит в режим удержания температуры. Датчики, установленные в соответствующих зонах обеспечивают обратную связь в системе климат-контроля.
При повышении скорости движения система климат-контроля повышает интенсивность обдува ветрового стекла и боковых стёкол, предотвращая их запотевание.
Правильно спроектированный климат-контроль позволяет водителю не отвлекаться от дороги на управление климатической установкой, которая большую часть времени работает в автоматическом режиме. При этом все стёкла автомобиля, включая заднее стекло, остаются чистыми без запотевания (летом, весной, осенью) и без инея (зимой).
В автоматическом режиме температура воздуха, его расход и распределение потоков воздуха регулируется таким образом, чтобы в самый кратчайший срок достичь заданного уровня температуры и в дальнейшем поддерживать его постоянным.
Автоматический режим системы климат-контроля настраивается на температуру +22°C (+72°F). При этой температуре быстро достигается комфортный микроклимат в салоне автомобиля. Обычно настройку температуры изменяют, если того требует личное самочувствие водителя (или пассажиров) или определённые обстоятельства. Диапазон настройки автоматического режима обычно бывает достаточно велик от +16°C (+61°F) до +29.5°C (+86°F).
В правильно спроектированной установке климат-контроля устанавливается воздушный микрофильтр (пылеулавливающий и активный угольный фильтр), который очищает наружный воздух, поступающий в салон автомобиля от пыли, цветочной пыльцы и иных загрязнений. Микрофильтр обычно заменяют при прохождении очередного технического обслуживания ТО. При эксплуатации в условиях высокой запылённости фильтр необходимо заменять чаще.
В некоторых конструкциях предусматривается газовый анализатор – сенсор качества воздуха. Газовый анализатор (сенсор качества воздуха) определяет наличие вредный газов во внешнем воздухе, поступающем в салон автомобиля. При резком повышении концентрации вредных газов сенсор качества воздуха подаёт сигнал компьютеру, который либо переводит климатическую установку в режим рециркуляции, либо пропускает внешний воздух через специальный фильтр, аналогичный фильтру противогаза.
Стояночный отопитель можно включить либо с панели приборов, либо запустить с брелка с расстояния до нескольких сотен метров, либо запустить по таймеру. Кроме того, стояночный отопитель можно включить в режиме вентиляции. В этом режиме стояночный отопитель может проветрить салон нагретого на солнце автомобиля и создать внутри приятный микроклимат.
© 2011 abcIBC.com. All rights reserved.
Удачи на дорогах!
Оглавление