Расшифровка маркировки шины. Значение индексов скорости и нагрузки
Важную и исчерпывающую информацию о приобретенной резине подскажет маркировка на шине. Однако не так просто «расшифровать» цифровые и буквенные обозначения. Поэтому мы решили собрать наиболее распространенные метки на покрышках, используемые на современных моделях шин.
Остановимся для начала на параметрах, которыми обозначены все изделия, сходящие с конвейера любого завода-изготовителя.
Размер, индекс скорости и грузоподъемности
Современные легковые автомобили укомплектованы бескамерными радиальными шинами, поэтому в большинстве типоразмеров можно увидеть букву R, которая как раз обозначает наличие радиального корда в покрышке (вопреки бытующему заблуждению, что этот символ означает радиус покрышки).
Длинное цифровое обозначение – размер покрышки, который должен совпадать с рекомендуемым производителем.
О чем расскажет маркировка резины 215/55 R16 91 V
215 – Информация о ширине профиля, подаваемая в мм.;
55 – Процентное соотношение высоты покрышки в ее ширине, в простонародье профиль. Шины с показателем ниже 50% считаются низкопрофильными. Если обозначение отсутствует и типоразмер записан в виде 185/R14С, значит перед вами полнопрофильная шина.
R – Радиальный тип конструкции, который все более заменяет менее производительный диагональный (D) вид строения.
16 – Посадочный диаметр, рассчитанный в дюймах. Это диаметр внутренней окружности покрышки, в которую насаживается диск с совпадающим наружным диаметром.
91 — Индекс нагрузки. Рассчитывается на одно колесо и для легковых машин не является решающим показателем, поскольку обычно производитель делает хороший запас. Однако для легкогрузовых автомобилей и микроавтобусов этот параметр важно учитывать и не превышать допустимого значения. В рассматриваемом случае ИН допускает нагрузку до 670 кг.
Индекс нагрузки | Нагрузка на шину, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка на шину, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка на шину, кг |
60 | 250 | 81 | 462 | 102 | 850 |
61 | 257 | 82 | 475 | 103 | 900 |
62 | 265 | 83 | 487 | 104 | 900 |
63 | 272 | 84 | 500 | 105 | 925 |
64 | 280 | 85 | 515 | 106 | 950 |
65 | 290 | 86 | 530 | 107 | 975 |
66 | 300 | 87 | 545 | 108 | 1000 |
67 | 307 | 88 | 560 | 109 | 1030 |
68 | 315 | 89 | 580 | 110 | 1060 |
69 | 325 | 90 | 600 | 111 | 1090 |
70 | 335 | 91 | 615 | 112 | 1120 |
71 | 345 | 92 | 630 | 113 | 1150 |
72 | 355 | 93 | 650 | 114 | 1180 |
73 | 365 | 94 | 670 | 115 | 1215 |
74 | 375 | 95 | 690 | 116 | 1250 |
75 | 387 | 96 | 710 | 117 | 1285 |
76 | 400 | 97 | 730 | 118 | 1320 |
77 | 412 | 98 | 750 | 119 | 1360 |
78 | 425 | 99 | 775 | 120 | 1400 |
79 | 437 | 100 | 800 | ||
80 | 450 | 101 | 825 |
V – Индекс скорости. Этот параметр обозначается латинскими буквами и соответствует предельной скорости, на которой можно передвигаться
Индекс скорости | Максимальная скорость, км/ч |
B | 50 |
C | 60 |
D | 65 |
E | 70 |
F | 80 |
G | 90 |
K | 110 |
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
U | 200 |
H | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Максимальный индекс скорости Y предполагает движение на скорости до 300 км/ч
Будьте осторожны! Превышение допустимого значения скорости приводит к аварийным ситуациям. Скорость передвижения на 10-15% ниже установленного индекса является оптимальным для безопасной езды. Новый комплект покрышек должен иметь скоростной режим не ниже, чем на шинах первичной комплектации и перекликаться с рекомендациями завода-изготовителя авто. В зимний сезон допустимо устанавливать покрышки с меньшим скоростным индексом, ограничивая при этом скорость движения.
Если шины американского произвдства…
Расшифровка маркировки шин американского производства имеет свою особенность. Обозначения используются в двух системах:
«P-metric» (схожая с европейской маркировкой, перед размером ставится буква P, если покрышка легковая и LT, если перед нами легкогрузовые шины.
Принципиально отличительная система, где первая цифра в размере это наружный диаметр колеса, вторая ширина профиля, например 31×10.5 R15 Применяется в маркировке колес для внедорожников и легкогрузовых машин.
- Made in Finland — страна изготовитель.
- Дата изготовления шины Четыре цифры в овале, где первая пара неделя выпуска, вторая пара – год выпуска
- Max Pressure — разрешаемый максимум давления в шине, (в кПа).
- Max Load — разрешаемый максимум нагрузки на одно колесо, (в кг).
- Treadwear — предполагаемый километраж пробега, показатель ориентирован на тесты США.
- TWI — Tread Wear Indicator (индикатор износа). Наличие на покрышке небольшого выступа на протекторе в глубине канавки. Сигнализирует о степени износа.
Что еще означает маркировка на шинах?
Сезонность и погодные условия:
Значения, которые характеризуют конкретные погодные условия эксплуатации автошины:
- M+S или M&S (Mud and Snow, грязь и снег),
- Winter (зима),
- Rain (дождь),
- Water или Aqua (вода),
- All Season North America (покрышки рассчитаны для всех сезонов Северной Америки)
- All Season или AS — всесезонные шины.
- AW (Any Weather) — любая погода.
- A/T –вездеходная резина
- Символ горной вершины и снежинки — зимние шины, с высокими сцепными показателями, которые были подтверждены в ходе тестов.
- Traction А, В или С — степень торможения на мокром покрытии.
- Temperature А, В или С — термоустойчивость автошины при движении высоких скоростях, где А — наилучшее значение.
- Spike – шипованная резина
- STUDDABLE – возможность ошиповки
Обозначения, связанные с типом рисунка покрышки:
- Outside и Inside — обозначение внутренней и внешней части асимметричного дизайна протектора. Устанавливая шину на авто надпись Outsade или Side Facing Out должна находиться с наружной стороны, а подпись Inside или Side Facing Inwards — с внутренней части.
- Rotation – стрелкой маркируются протекторы с направленным расположением блоков. Она указывает направление вращения колеса.
- Left — покрышка должна находиться с левой стороны авто (предполагает наличие моделей для левой и право стороны).
- Right — покрышка должна находиться с правой стороны авто (предполагает наличие моделей для левой и право стороны).
Особенности конструкции
- Tubeless — бескамерная резина. Если надпись отсутствует или есть надпись Tube Type , то априори шина должна эксплуатироваться с камерой.
- Radial (R в типоразмере) — радиальная конструкция резины
- Reinf, Reinforced или RF в конце типоразмера говорит об усилении конструкции.
- Steel — конструкция включает металлический корд.
- C — Commercial ставится в конце размера на шинах для легкогрузового транспорта и микроавтобусов. Говорти об усиленном каркасе.
- XL — Extra Load, усиленная шина, индекс нагрузки на 4 единицы выше стандартного значения для того же типоразмера.
- Retread — Автошина после восстановления.
- DEMO – установленные, но после снятые шины, которые находятся на гарантии.
RunFlat System Component
- RSC (RunFlat System Component) — шины РанФлэт при полном отсутствии дажления в колесе в результате прокола или пореза покрышки способны на скорости до 80 км/ч продолжать движение от 30 до 80 км. В зависимости от производителя технология обозначается различной маркировкой:
- Dunlop — DSST (Dunlop Self-Supporting Technology),
- Bridgestone — RFT (Run-Flat Tyre),
- Continental — SSR (Self Supporting Run-Flat),
- Goodyear — RunOnFlat,
- Nokian — Run Flat,
- Michelin — ZP или ZP SR (Zero Pressure) и т. д.
Соответствие стандартам
- E2 (символ в круге) — резина соответствует европейским стандартам качества U.N.E.C.E. (United Nations Economic Commission for Europe). Цифра в круге — код страны (2 — Франция), проводившей сертификацию. Без круга — номер сертификата.
- DOT (Department of Transportation —США), соответствие американским стандартам качества.
- Green X — фирменное обозначение производителя Michelin, свидетельствует о энергосберегающих свойствах покрышки. Шина экономичная и соответствует экологическим стандартам. Маркировка стоит после типоразмера.
Омологирование, усовершенствование шины под конкретный автомобиль
- MO — для Mercedes. Возможно применение на автомобилях других марок.
- MO1 — для автомобилей Mercedes SL65 AMG.
- N0, N1, N2, N3 — для Porshe и Volkswagen Touareg. Не рекомендуется применение на автомобилях других автопроизводителей (продиктовано специфичностью этих автомобилей).
- AO —для Audi.
- RO1 — для Audi Quattro RS6, RS4 и R8.
- VO — для Volkswagen Touareg.
- A — для автомобилей Toyota Auris.
- B — для автомобилей Bentley Continental GT.
- J — для автомобилей Jaguar.
- * — для автомобилей группы BMW (BMW, Mini).
- *BMW M — шины омологированы для автомобилей BMW M (Motorsport: M3, Z4M, M5 и M6).
- C1 — для автомобилей Chrysler Viper. Не рекомендуется применение на автомобилях других автопроизводителей.
- K1 — для автомобилей Ferrari. Не рекомендуется применение на автомобилях других автопроизводителей.
Как расшифровать размер шин?
Прежде чем приобрести новую “обувь” для своего железного коня, необходимо заглянуть в его руководство по эксплуатации, в которой производитель указывает маркировку шин для данной модели технического средства. Чаще всего производители указывают несколько маркировок, которые можно выбрать автовладельцу. Маркировка определяется следующими факторами:
- типом дисков, которые установлены на автомобиле;
- сезоном: летние/зимние шины;
- мощностью и типом двигателя.
Многие сайты, занимающиеся продажей шин, устанавливают на своем ресурсе специальную программу – поисковик. В ней каждый автовладелец может указать марку своего автомобиля и год его выпуска, после чего программа выдаст информацию по маркировке, рекомендуемой производителем выбранного транспортного средства.
Многие автовладельцы попросту считывают типоразмеры с шин, уже установленных на их автомобилях.
Как расшифровать размер шин автомобиля?
Итак, на всех предлагаемых сегодня на рынке шинах, имеются следующие данные:
- модель;
- максимальная нагрузка;
- индекс износостойкости, температуры и сцепления;
- допустимое давление (мах);
- производитель;
- соответствие нормативным документам;
- сезонность;
- грузоподъемность;
- типоразмер;
- скоростная категория;
- информация о конструкции;
- дополнительные сведения.
Модель
Сообщает владельцу автомобиля сведения про особенности данного изделия. Чтобы получить больше информации о модельном ряде резины, нужно зайти на официальный сайт изготовителя.
Нагрузки
Могут быть указаны в фунтах или килограммах. MAX – является предельно-возможной нагрузкой, без привязки к конкретному транспортному средству. Поэтому, умножая указанную цифру на 4 колеса, необходимо вычесть из полученной массы двадцать процентов для легкового автомобиля и тридцать процентов – для внедорожника.
Индекс сцепления
Может указываться литерами А,В,С. Резина с индексом “А” обладает наибольшей величиной сцепления.
Температурный индекс
Указывает на то, как резина противостоит температурным воздействиям. Также обозначается литерами А,В, С.
Допустимое давление
Указано на квадратный дюйм в килопаскалях. Накачивать колеса более указанного давления нельзя.
Также на шинах указывается производитель и соответствие изделия требованиям, указанным в нормативных документах.
Сезонность
Указывает на то, в каких условиях могут работать покрышки. К примеру, обозначение М+S означает, что изделие можно эксплуатировать в зимнее время по снегу и грязи. AQUATRED – шины, предназначенные для поездок в дождливую погоду. Маркировка АS или АW ставится на всесезонную резину. Некоторые производители заменяют буквенное обозначение пиктограммами: снежинка, дождь, солнце.
Типоразмер
Возьмем, к примеру 195/60R14: первые цифры указывают на ширину профиля, которая выражается в миллиметрах. Вторая цифра обозначает высоту профиля в соотношении с шириной, и выражается в процентах.
Чтобы вычислить высоту шины необходимо ее ширину умножить на указанный процент. Далее указана конструкция шины. Она может быть радиальной – R или с диагональным кордом – В. Последняя цифра указывает на диаметр обода, который чаще всего выражается в миллиметрах.
Грузоподъемность
Данный индекс указывает на предельно допустимую нагрузку на максимальной скорости, измеряется в килограммах. Так, к примеру, индекс 79 будет соответствовать нагрузке – 437 кг. Подробно изучить таблицу индексов нагрузки можно посетив сайт продавца.
Категория скорости
Указывается литерами Р, Q, R, S, Т, U, Н, V, VR, W, Y, ZR и указывает на максимальную скорость, которую выдерживают шины. Так, к примеру, резина с литерой “Р” можно использовать при скорости 150 км/час, если скорость будет увеличена, изготовитель не ручается за сохранность своего изделия.
Для безопасности, эксплуатировать покрышки нужно на скорости, которая на десять процентов ниже указанной производителем. Таблицы категорий также можно изучить, посещая сайт продавца или официальный сайт производителя.
Информация о конструкции
Ее производители фиксируют на бортах изделия. В ней указаны сведения о материале корда, числе слоев каркаса и т.д.
Дополнительная информация
Дата производства нанесена на боковину и чаще всего заключена в овал. Дата выражается в неделях и годах. Итак, увидев на боковине, к примеру, цифры 4614, методом нехитрых подсчетов, можно понять, что изделие было изготовлено в 2014 г. на 44 неделе, иными словами, в октябре месяце.
TUBELESS – обозначение на бескамерных шинах, не нуждающихся в использовании надувных камер.
TUBE TYPE – изделие должно эксплуатироваться с камерой.
РR – слойность изделия. Легковые транспортные средства используют слойность 4РR или усиленные 6РR.
Изделия с обозначением 6 или 8РR могут использоваться легкими грузовиками или микроавтобусами.
- давление
- индекс нагрузки
- индекс скорости
- маркировка шин
- температура
- типоразмер
Расшифровка шинной маркировки: что нужно знать
Колесо в автомобиле является относительно простым и одновременно важнейшим элементом в устройстве колесного транспорта. При этом сегодня колесо авто состоит из колесного диска и шины (покрышки). Сама шина непосредственно контактирует с дорожным покрытием, амортизирует, отвечает за устойчивость, управляемость, эффективность торможения и т.д.
Различные производители выпускают большое количество всевозможных моделей автомобильных шин. Отдельно учитывается типоразмер шин, сезонность, условия эксплуатации, целевое назначение, максимальные скорости и нагрузки, которые способна выдержать шина, а также ряд других параметров.
Как правило, основные характеристики шины наносятся на покрышку в виде маркировки. Другими словами, если известна маркировка шин, расшифровка для легковых автомобилей и других видов транспорта нанесенных на покрышку обозначений необходима для максимально точного подбора резины на авто. Далее мы подробно рассмотрим, что означают обозначения на шинах.
Шинная маркировка: классификация шин по буквам, цифрам и другим обозначениям
Итак, маркировка шин автомобиля представляет собой набор буквенных и цифровых обозначений. Расшифровка маркировки шин позволяет получить полную информацию о той или иной шине автомобиля. Зачастую после расшифровки можно узнать:
- производителя;
- тип и модель протектора;
- индекс скорости и нагрузки шины;
- особенности конструкции;
- типоразмер шин (ширина, высота профиля шины, диаметр обода);
Дополнительная маркировка шины указывает на сезонность, страну — производителя, дату изготовления шины, направление вращения, место установки покрышки и т.д. При этом на практике большинству автолюбителей для точного подбора резины на авто будет достаточно знать об основных параметрах.
Размеры шин: расшифровка
Прежде всего, важнейшим параметром шины является типоразмер. Например, обозначение размера шины 185/60R14 указывает на следующее:
- ширина профиля (расстояние между наружными боковинами шины) составляет 185 мм;
- процентное соотношение высоты профиля к его ширине составляет 60%. Получается, 185 Х 60 будет равняться 111 мм, а дальнейшие вычисления указывают, что высота профиля такой шины составляет 120мм;
- литера R означает «Radial» (радиальная шина). Ошибочно полагать, что это всего лишь радиус покрышки. На самом деле, буква R на шине означает тип ее конструкции;
- цифровое обозначение 14 указывает на монтажный диаметр обода (измеряется в дюймах и миллиметрах). Фактически, это внутренний размер шины или наружный размер колесного диска;
Еще добавим, что отношение высоты профиля к ширине определяет высоту всей шины. Также нужно учитывать, чем больше окажется этот показатель, тем выше будет профиль шины и сама шина. Если же показатель меньше, в этом случае профиль шины ниже. Обратите внимание, снижение показателя до отметки 50% и меньше означает, что такая шина низкопрофильная.
Параллельно отметим, что профиль шины является относительной величиной, что нужно отдельно учитывать при подборе покрышек. Например, если вместо 195/65/ R15 поставить типоразмер 205/65 R15, шина станет не только шире, но и выше, так как 65% будет высчитываться уже от ширины 205, а не от 195.
Чтобы не допустить ошибок, лучше использовать шинный калькулятор при подборе. Также, если высчитываются размеры колес автомобилей, таблица, расшифровка и общее понимание обозначений в маркировке шин позволяет подобрать наиболее подходящий вариант под конкретный автомобиль.
Кстати, бывает и так, что процентное соотношение высоты профиля к ширине на резине не указывается (например, 185/R14). В этом случае нужно понимать, что отношение равняется 80-82%, а сама такая шина полнопрофильная. Такую резину обычно используют при условии больших нагрузок на колеса, ставя полнопрофильные шины на легкие грузовики и микроавтобусы.
Если же говорить о литере R, радиальная конструкция шины сегодня самая распространенная, однако встречается и диагональная конструкция D (нити корда в слоях каркаса уложены от борта к борту, причем по диагонали). Диагональная шина в отдельных аспектах имеет свои плюсы (например, такая резина при езде мягче радиальной), однако в целом эксплуатационные характеристики намного хуже по сравнению с R шинами.
Индекс нагрузки и скорости шины
При выборе покрышек также важно учитывать, что шины имеют индекс скорости, а также индекс нагрузки. Например, если индекс нагрузки оставляет 92, тогда это говорит, что допустимой максимальной нагрузкой на одно колесо является показатель в 630 кг.
Как правило, на легковых авто на данный параметр меньше обращают внимание (с учетом того, что обычно показатель указан с «запасом»). В то же время уровень предельных допустимых нагрузок на колесо очень важен для микроавтобусов и легких грузовиков.
Литера «T» представляет собой индекс скорости шины. Чем больше индекс скорости покрышки, тем с большей скоростью можно ездить. Другими словами, изготовитель покрышки гарантирует то, что шина сохранит целостность и будет нормально работать при постоянном движении с максимальной скоростью по индексу. Получается, например, если нужно определить 88т шины, что это значит, индекс нагрузки на такую шину 560 кг, а ездить на ней можно со скоростью не выше 190 км/ч.
Для простоты, ниже приведена таблица индексов нагрузки шины, а также таблица индексов скорости шины:
Дополнительные обозначения в маркировке шины: на что обратить внимание
Кроме типоразмера, нагрузки и максимальной скорости для конкретной шины также существует и ряд других параметров. Первым делом, шины бывают зимними, летними и всесезонными. По этой причине нужно знать, что представляет собой маркировка зимних шин, а также как расшифровывается маркировка всесезонных шин или летних покрышек.
Итак, встречается обозначение M+S, M&S или маркировка m s на резине, что обозначает «грязь и снег» (от англ. mud + snow). Такие шины могут быть зимними или всесезонными. Также подобная маркировка встречается и на летней резине (обычно для внедорожников). При этом для зимы летние покрышки не подойдут, обозначение ms на летних покрышках говорит только о том, что резина хорошо подходит для езды по бездорожью.
Что касается зимних покрышек, состав резины и рисунок протектора шин для зимы отличается от летней резины. Обычно на зимнюю резину указывает значок в виде снежинки, который наносится на зимние шины.
Всесезонная резина обозначается AS (All Season, каждый сезон). Еще встречается маркировка всесезонных шин AW (Any Weather, в любую погоду). Также добавим, что значок в виде зонтика или надписи типа aquatred, aquacontact, water, aqua, указывает на то, что это особая дождевая покрышка, то есть шина рассчитана на езду по мокрой дороге.
Что означает XL в маркировке шин
Маркировка шин XL (Extra Load, большая загрузка) указывает на то, что это усиленная шина. Индекс нагрузки увеличен на три единицы по сравнению со стандартными шинами в таком же типоразмере.
Если иначе, даже с индексом нагрузки 92 и маркировкой XL, вместо 630 кг. такая шина выдержит 690 кг. Данные покрышки имеют усиленную боковину и более прочную конструкцию, что позволяет эксплуатировать резину в условиях более сильных нагрузок.
Направленная и ненаправленная резина, бескамерные шины и другие обозначения
Прежде всего, на шинах можно встретить надписи Inside и Outside. Такая маркировка указывает на ассиметричные шины, при их установке на диск нужно следить за тем, какая сторона покрышки наружная и внутренняя. Надпись Outside должна быть снаружи, тогда как Inside внутри.
Надпись Rotation и/или значок в виде стрелки на боковине показывает направление вращения шины, если такая шина направленная. При установке таких покрышек необходимо учитывать, что колесо должно вращаться только в том направлении, куда указывает стрелка. В противном случае резина может шуметь, сильно изнашивается, изменяются эксплуатационные характеристики.
Если рассматривать покрышки с камерой и без, отдельного внимания заслуживают Tubeless шины, что значит бескамерная шина. Если такой надписи нет, шина должна использоваться вместе с камерой. Дополнительно может присутствовать надпись Tube Type, также указывающая на необходимость использовать камеру.
При выборе зимней резины нужно обращать внимание и на Studless шины (перевод «без шипов»). Фактически, это значит, что шина не подлежит ошиповке. В то же самое время шины с надписью Studdable можно оснащать шипами.
Надпись Max Pressure и цифровое обозначение указывает на то, какое максимальное давление допускается в данной шине, а надпись Max Load позволяет определить максимально допустимую нагрузку в кг. на колесо.
Усиленные покрышки обозначаются надписью RF (Reinforced). Также усиленная шина может иметь в маркировке литеру «С» после обозначения типоразмера (например, 205/85 R16C). Это говорит о том, что шина грузовая. Radial указывает на радиальную конструкцию шины, надпись Steel говорит о том, что в конструкции используется металлический корд.
Шины RSC или шины RunFlat (RunFlat System Component) представляют собой особые покрышки, на которых можно продолжить движение даже в том случае, если давление в шине полностью упало в результате прокола или пореза.
Допускается движение со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Разные производители могут использовать различные обозначения для данной технологии (RFT, SSR, RunOnFlat, Run Flat, ZP и т.п.)
Надпись Temperature с литерами А, В, С указывают на то, насколько шина устойчива к нагреву при езде с высокой скоростью. Маркировка покрышки литерой А говорит о лучшем результате, тогда как C худший показатель. Точно такими же литерами А, В и С маркируется Traction, что отображает эффективность торможения шины на влажной дороге.
Среди дополнительных обозначений на шинах можно выделить Treadwear. Маркировка указывает на расчетный пробег шины по стандартам и тестам, которые проводятся в Америке.
Обозначение TWI (Tread Wear Indiсatоrs) является индикатором износа протектора (иногда индикатор со стрелкой). Такие указатели находятся в нескольких местах по окружности шины, указывая на минимально допустимую высоту протектора.
Сам индикатор износа шины является выступом, высота которого 1.6 мм. Это и есть минимально допустимая величина протектора легковых авто. Такой индикатор расположен в глубине протектора, обычно его располагают в канавках водоотвода шины.
Также на шине можно увидеть обозначение DOT, где закодирован производитель покрышки, дата выпуска резины в виде недели и года, кодировка размера, сертификация и т.д.
Если видна литера E, заключенная в круг, тогда такая шина соответствует требованиям и стандартам ECE (требования европейские). Обозначение DOT указывает на то, что шина соответствует стандарту качества в США.
Как маркируются шины в США
Если приобретаются покрышки из Америки, нужно знать, что маркировка американских шин несколько отличается от уже рассмотренной выше европейской. Прежде всего, в США есть два типа маркировки шин.
Первый тип напоминает европейскую маркировку, однако перед типоразмером может быть литера «P» (Passanger, пассажирский), что указывает на шины для легковых авто. Литеры «LT» (Light Truck) говорят о том, что это шины для легких грузовых авто.
Второй тип маркировки отличается от европейских обозначений тем, что все размеры шины указаны в дюймах (например: 31×10.5 R15). Первое число представляет собой обозначение внешнего диаметра в дюймах, второе определяет ширину покрышки в дюймах, R говорит о том, что шина по конструкции радиальная, а число 15 определяет внутренний диаметр покрышки в дюймах.
При этом следует отметить, что в отличие от европейской маркировки, высота профиля шины указана четко. Европейская же маркировка предполагает то, что высота меняется, то есть имеется зависимость от ширины автомобильной шины.
Получается, американская маркировка проще, так как первая цифра определяет внешний диаметр, вторая обозначает фиксированную ширину покрышки, а третья является обозначением внутреннего диаметра.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что маркировка шины и целый ряд других обозначений содержат в себе как основную важную информацию, так и дополнительную. Если основной является типоразмер, сезонность шин, индекс скорости и нагрузки, то дополнительной можно считать особенности конструкции корда и протектора, соответствие требованиям и стандартам и т.д.
Так или иначе, после прочтения статьи, а также изучения всех тонкостей и нюансов, при выборе шин для автомобиля не должно возникнуть никаких проблем. Единственное, следует помнить, что на машину крайне желательно устанавливать покрышки, типоразмер которых допускает к использованию сам производитель авто.
Другими словами, использование нестандартных размеров резины может привести к ухудшению комфорта, управляемости и устойчивости, снижению эффективности торможения, а также часто приводит к увеличению нагрузки на отдельные элементы ходовой части и рулевого управления. Результат – худшая безопасность и активный износ деталей авто, а также необходимость более частого ремонта.
По этой причине покрышки необходимо тщательно подбирать по типоразмеру, выбирая варианты, разрешенные производителем. Также шины нужно устанавливать по сезону, при выборе отдельно учитывать погодные, дорожные условия в регионе, особенности эксплуатации, нагрузки на колесо и т.д. Такой подход является залогом безопасности на дороге, а также уверенности за рулем и высокого уровня комфорта при езде на автомобиле.
Маркировка шин с 2019 года: последние новости
Товары в России чипируют уже не первый год. С 2019 года маркировка касается шин. Последние новости о проекте, сроки, все о том, кому и как подключаться — на этой странице. Вести учет маркированных товаров удобно с МоимСкладом: в сервисе бесплатно и для всех пользователей доступны все связанные с маркировкой операции, база знаний, техподдержка 24/7. Попробуйте МойСклад прямо сейчас: это бесплатно.
В этой статье:
Как устроена обязательная маркировка шин
Маркировка — это цифровые коды DataMatrix, которые наносятся на шины. В них зашифрована вся информация о товаре: производитель, страна и дата ввоза, срок хранения и другие сведения. По этим кодам налоговая отслеживает все, что происходит с шинами: ввоз, передачу на хранение, продажу в магазине, возврат.
Маркировать товары цифровыми кодами стали несколько лет назад — чтобы сделать невозможным оборот подделок и контрафакта. Все началось с лекарств, шуб и сигарет, потом в систему вошли товары легкой промышленности: одежда и обувь . Обязательная маркировка автомобильных шин и покрышек началась с 2019 года. Проект ведет ЦРПТ — оператор системы Честный ЗНАК, в которой фиксируется все, что происходит с маркированными товарами.
Кого это касается и какие шины нужно маркировать
С 1 декабря 2019 маркировка шин и покрышек затрагивает всех, кто так или иначе участвует в их обороте, то есть выпускает, ввозит, покупает, хранит, продает эти товары. Если вы производитель, импортер, оптовик, комиссионер, если у вас розничный магазин, причем неважно, крупный или небольшой, — вы обязаны подключиться к проекту.
Какие шины подлежат обязательной маркировке — зависит только от кода ТН ВЭД ЕАЭС. И совершенно не зависит от характеристик: материалов, типа, размера, предназначения, способа производства.
Чтобы узнать, нужно ли маркировать именно те шины, которыми вы торгуете, проверьте себя по Методическим рекомендациям для этого проекта: в них перечислены все товары, которые подлежат маркировке. Ищите в документе свои коды ТН ВЭД.
Маркировка шин — с 1 декабря 2019? Все о сроках
Маркировка шин стала обязательной с 1 декабря 2019 года. Но это не значит, что именно к этой дате все товары должны были быть промаркированы. Новая система будет внедряться поэтапно:
- Начиная с 1 декабря 2019 все, кто так или иначе участвует в обороте шин, обязаны зарегистрироваться в системе маркировки.
- Затем нужно будет начать маркировать все вновь произведенные шины.
- Когда начнется маркировка остатков шин, розница должна будет нанести коды на товары из старых партий, которые к этому моменту будут еще не распроданы. Этот этап должен завершиться к 1 ноября 2020.
- К моменту, когда оборот без маркировки будет полностью запрещен, все шины на российском рынке уже должны иметь нанесенные коды.
С июня по ноябрь 2019 ЦРПТ вместе с бизнесом провели эксперимент в шинной отрасли: проверили в действии процедуру и технологии. По итогам выбрали формат кодов, который будет самым экономичным: DataMatrix на этикетке как основной, RFID как дополнительный. Во время эксперимента сформировали и обработали больше 10 000 кодов.
В пилоте участвовало около 530 компаний: крупные производители, такие как Bridgestone, Cordiant, Yokohama и другие, импортеры, дистрибьюторы, малый и средний бизнес. Сейчас рассматриваются некоторые предложения участников эксперимента: например, перенести сроки и удалить из списка обязательных к маркировке товаров велосипедные, авиационные и восстановленные шины.
Но так или иначе, с декабря 2019 маркировка шин уже в официальном статусе обязательной.
Эксперимент был введен постановлением Правительства РФ от 11 июня 2019 №753. Правила маркировки шин и сроки описаны в постановлении правительства №1958 Здесь вы можете скачать оба документа, это бесплатно.
Как подключиться к системе маркировки шин и покрышек
- Сделать УКЭП для руководителя организации или для ИП. Она понадобится и для регистрации в системе маркировки, и для того, чтобы подписывать документы. Если УКЭП уже есть, например, сделана для регистрации онлайн-кассы, можно использовать ее.
- Заключить договор с оператором ЭДО.
- Зарегистрироваться на сайте системы Честный ЗНАК. На этом этапе уже понадобится использовать УКЭП.
- Заключить договор с ООО «Оператор-ЦРПТ» в электронном виде.
- Заполнить данные профиля в Честном ЗНАКЕ:
- Об участнике: контакты, тип участия в системе, товары.
- О пользователях, которые будут работать в системе, каждый со своей УКЭП.
- Банковские реквизиты.
- Операторы ЭДО, можно несколько.
- Подключить сканер штрихкодов и другое оборудование. Предполагается, что у вас уже есть онлайн-касса: с 2019 года маркировка шин без нее технически невозможна для розницы.
- Подготовить учетную систему к работе с маркированными товарами.
В МоемСкладе уже поддерживаются все нужные операции!
Правила маркировки шин.
Как работать в системе
У обязательной маркировки шины и покрышек несколько уровней безопасности:
- Уникальность кодов. На шины наносятся идентификаторы DataMatrix, которые не могут дублироваться и которые нельзя повторно использовать или подделать.
- Электронный документооборот. Движение шин и передача прав собственности фиксируются в документах, которые подаются в систему маркировки через интернет и подписываются КЭП.
- Онлайн-кассы. О продаже шин потребителю розница сообщает в систему маркировки не напрямую, а через ОФД.
- Общественный контроль. Покупатель может в специальном приложении для смартфона отсканировать код маркировки на шинах и покрышках для автомобилей — и получить по нему полное описание товара. Если характеристики не соответствуют реальности, в этом же приложении можно сообщить о нарушении.
Кто и когда должен наносить коды маркировки на шины?
- Производители — после выпуска новых шин, до того, как произойдет отгрузка и шины покинут место, где произведены.
- Импортеры — до того, как шины пересекут российскую границу, если их ввозят из стран ЕАЭС, и до таможенной процедуры выпуска — если шины ввозят из других стран.
- Розница — если речь идет об остатках шин из старых немаркированных партий, или о возврате от покупателя, или о перемаркировке в случае, когда код не читается или испорчен, потерян.
- Комиссионеры — когда принимают шины от физлиц.
Как получить коды маркировки на шины и покрышки?
Выпуск кода маркировки для каждой единицы вновь произведенного товара стоит 50 копеек без учета НДС. Это касается всех новых шин. Для остатков, то есть товаров, произведенных до начала обязательной маркировки, коды формируются бесплатно.
Коды выпускает оператор системы Честный ЗНАК — ЦРПТ. Чтобы их получить, нужно:
- Описать товары:
- Новые шины — по 13 характеристикам в личном кабинете ГС1 РУС.
- Остатки — по 4 характеристикам в личном кабинете Честного ЗНАКа. Остатки можно описывать и по полной схеме, если вы можете это сделать: в ЛК ГС1 РУС, по 13 атрибутам.
- Отправить в ЦРПТ заявку на выпуск кодов. Для каждой единицы — отдельный код, даже если шины одинаковые и описание совпадает. В течение 3 дней после получения заявки ЦРПТ пришел файл с кодами в формате DataMatrix.
- Нанести коды на товары. Вы можете напечатать их на принтере этикеток (или любом другом подходящем) и наклеить на упаковки. Выпущенные коды хранятся в системе 90 дней, за это время вы должны нанести их на шины.
- Ввести коды в оборот — то есть сообщить о начале движения товара. С этого момента все, что происходит с вашими шинами, будет видно в системе Честный ЗНАК. Ввод в оборот делается при производстве, импорте, возврате, маркировке остатков, перемаркировке, приеме на комиссию. Выполнить его можно в системе Честный ЗНАК или прямо в вашей товароучетной системе — например, в МоемСкладе.
Что понадобится для работы с маркировкой шин?
- УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись).
- Двухмерный сканер штрихкодов, чтобы считывать коды при приемке / продаже.
- Принтер, на котором вы будете печатать этикетки с кодами маркировки для новых товаров / остатков / при перемаркировке.
- Онлайн-касса, чтобы регистрировать розничные продажи маркированных товаров.
- Подключение услуги электронного документооборота.
- Товароучетная система, которая умеет работать с маркированной продукцией: например, МойСклад.
Как снизить издержки и на чем можно сэкономить
- Подключиться к проекту по маркировке шин можно с декабря 2019. Сделайте это как можно раньше, не дожидаясь последнего срока. Чем больше у вас останется времени до момента, когда оборот немаркированных шин должен прекратиться, тем проще будет адаптировать бизнес-процессы к новым правилам. После этого момента будут применяться серьезные штрафы и взыскания, так что безопаснее начать заранее: случайная ошибка не приведет к издержкам.
- По поводу услуги ЭДО обратитесь к своему оператору ОФД. Также можно подключиться к бесплатному электронному документообороту, который предоставляет оператор маркировки — ЦРПТ. Этот выгодный вариант рассчитан на обмен исключительно документами по обороту маркированных товаров.
- Обязательная маркировка шин должна поддерживаться в вашей товароучетной программе: нужно, чтобы софт умел работать с кодами. МойСклад отлично для этого подходит: все нужные операции в нем доступны бесплатно на всех тарифах, а интеграция с системой Честный ЗНАК позволяет заказывать коды прямо из сервиса.
Последние новости о маркировке шин с 2019 года
Экспериментальная маркировка шин закончилась 30 ноября 2019. По итогам этого пилотного проекта сформировали правила, по которым будет работать в дальнейшем. Сейчас они находятся на согласовании.
С 1 декабря 2019 года маркировка шин становится обязательной для всех. Пока участники рынка только регистрируются в системе: это первый шаг. На следующих этапах нужно будет маркировать остатки и наносить коды на вновь произведенные товары. Настоящий размах маркировка шин приобретет с 2020 года. Последние новости о проекте мы сообщим на этой странице.
Шины как товарная группа уже интегрированы в потребительское приложение Честный ЗНАК для смартфонов, в котором покупатели смогут проверять коды.
Закон о маркировке шин
Скачайте нормативные документы, которые вышли к этому моменту:
Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 (вводит обязательную маркировку)
Распоряжение №620 от 3 апреля 2019 (включает шины и автомобильные покрышки в число товаров, подлежащих маркировке)
Постановление Правительства РФ №753 от 11 июня 2019 о проведении эксперимента по маркировке шин и покрышек
Методические рекомендации для участников эксперимента по шинам
Маркировка шин автомобиля, расшифровка, общие спецификации
Маркировка шин автомобилей, особенно ее расшифровка, представляют особый интерес у автомобилистов, ведь чтобы правильно подобрать и купить шины на свой автомобиль необходимо разбираться в их маркировке, что, к сожалению, могут не многие владельцы автомобилей.
Разберемся без высшего образования
Но чтобы научиться разбираться в маркировке шин, не нужно иметь высшего образования, необходимо только проявить некоторый интерес к этой теме и тогда вы будете всегда грамотным покупателем правильной обувки для своего авто в независимости новая она или бывшая в употреблении.
Маркировки шин от разных производителей могут отличаться, соответственно и автошины тоже отличаются между собой, но общие спецификации, которые должны размещаться на автошине, приняты одинаковыми, поэтому зная их обозначения, вы не растеряетесь и легко их расшифруете.
Маркировки на примерах
Поэтому рассмотрит маркировку шин на нескольких обозначения взятых из реальных маркировок.
205/55 R16 91V, 195/70 R15RF, 195/70 R15C.
Итак, 205, 195 – обозначает ширину протектора, т.е. 205 – это ширина протектора 205 мм.
55, 70 – это результат деления высоты борта шины к ширине протектора, который показывается в процентах. Из наших примеров мы видим такие цифры 55%, 70%, 70%. По технической терминологии это называют профилем.
Если данный показатель вы не увидите в маркировке шины, то не огорчайтесь, тогда по умолчанию он равен 85%, т.е. полнопрофильная ширина шины.
Идем дальше.
R – шина, которая изготовлена с использованием радиальной конструкции, а 16 обозначает внутренний диаметр колеса, который измеряется в дюймах.
91 – как в первом примете, показывает нам, какую максимальную нагрузку может выдержать данная шина. Цифры могут быть разные. 91 соответствует максимальной нагрузке в 615 кг.
V – показывает максимальную скорость, при которой допустимо движение автомобиля с этими шинами. Так же, буквы могут быть разные, V обозначает 240 км/час.
Индекс скорости — таблица 1.
Индекс нагрузок шин — таблица 2.
Другие обозначения
Существуют обозначения, которые отсутствуют в наших примерах, но которые тоже играют не маловажную роль в маркировке шин.
M+S – шины зимние или всесезонные, обозначает грязь со снегом, так же вы можете увидеть M&S или Mud + Snow, что обозначает тоже самое.
Буквы All Season, AS уже конкретно указывают на то , что шины всесезонные. А буквы Aw (Any Weather) указывают на то, что шины можно использовать в любую погоду.
Для того, что бы при установке шины не перепутать внутреннею строну с внешней, ввели специальные обозначения Outside и Inside, где Outside наружная, а Inside внутренняя стороны.
Слово Rotation обычно находится рядом со стрелкой, которая показывает в какую сторону должно вращаться колесо, так как протектор в этой шине направленный и это надо учитывать при установке шины.
На некоторых шинах вы увидите обозначение Tubeless, это обозначает, что шина бескамерная.
Max Pressure обозначает наибольшее давление в шине которое допустимо, измеряется в кПа. Нормотивные показатели смотрите в таблице.
Про давление в шине вы сможете узнать прочитав статью
Читайте по теме: Давление в шинах автомобиля.
А Max Load показывает наибольшую нагрузку, которую можно применять к шине, измеряется в кг.
XL, Extra Load — усиленная шина. В такой резине на 3 единице индекс нагрузки выше, чем в аналогичного типоразмера, но обычной резины.
Пиктограмма * (снежинка) — такая резина может использоваться в жестких зимних условиях, отлично подойдет для северных регионов России, Канады, США (Аляска).
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Маркировка АКБ
Aqua, Aquatred, , Rain, Aquacontact, Water или пиктограмма (зонтик) — шины специально разработанные для поездки в дождевую погоду.
Tube Type — покрышка может использоваться только с камерой.
Radial – радиальная конструкция резины.
Steel — наличие металлического корда в резине.
E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE.
DOT (Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.
Temperature А, В или С — указывает на термостойкость шины при езде на повышенных скоростях. Проверяется на специальном стенде, А – самый лучший показатель.
Traction А, В или С – показывает на качество торможения автомобиля на мокрой дороге. А – лучший показатель.
TWI – индикатор износа резины. Указывает на степень износа протектора, может устанавливаться в разных местах.
К примеру, в водоотводящей канавке протектора может быть установлен специальный выступ высотой 1,6 мм, который играет роль индикатора.
Другой пример
На примере 195/70 R15RF мы видим буквы RF, что не свойственно для других маркировок. Эти буквы обозначают, что на шину допустимы повышенные нагрузки, что подходит для грузовых автомобилей.
Третий пример
А в третьем примере 195/70 R15C, мы видим букву С, что означает принадлежность шины для установки только на микроавтобусы.
Так же существуют и другие спецификации, которые полезно знать.
Temperature А, В, С – наилучший показатель А, так как он показывает наилучшую теплоустойчивость покрышки автомобиля к нагреву. Соответственно В и С это худшие показатели.
Traction А, В, С — показатель торможения автомобиля.
- Radial означает, что шина радиальная.
- Steel в шине использован специальный металлический корд.
- Буква E означает, что такая шина подходит под европейские нормы ECE.
- DOT означает, что на шине применима американская спецификация маркировки шин.
Слово Treadwear показывает планируемый пробег шины по сравнению со стандартными показателями.
Цветные метки используемые для маркировки шины
Желтая метка на шине.
Желтая метка на шине может иметь треугольную или круглую форму. Она указывает на наименее тяжелое место на шине. Т.е. данное место шины в ходе ее производства на несколько грамм или десятков грамм легче, чем остальные участки этой же шины.
Для чего это делается? Ответ прост, для более лучшей балансировки колеса.
Дело в том, что вес диска тоже не равномерно распределяется по его диаметру, как правило, больший вес находится в районе ниппеля, вот как раз желтую метку на шине совмещают с местом на диске, где расположен ниппель.
В таком случае при окончательной балансировке колеса можно установить грузики наименьшего веса.
Но стоит учесть, что желтая метка имеет существенное значение на новых шинах, на шинах бу она играет меньшую роль, так как в процессе ее износа распределение веса изменяется.
Красная метка на шине.
На красную метку при покупке шин обращают меньше внимания, чем на желтую. Она больше значима для производителей, чем для покупателей.
В ходе процесса изготовления шин в межслойных соединениях образуются силовые неоднородности, которые свойственны для всех шин и это нормально.
Красной точкой обозначаются места, где эти силовые неоднородности достигают максимальных показателей.
Но шинами с красными метками, в качестве первичной комплектации, оснащаются только новые автомобили, которые впервые сошли с конвейера, в отдельной продаже они не встречаются.
Красные метки напрямую связаны с белыми маркировками на дисках.
Белые маркировки на дисках.
Такие маркировки устанавливаются на дисках, которые идут в перовой комплектации на новых автомобилях.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как правильно эксплуатировать двигатель
Белая метка указывает на место на диске, которое расположено ближе всего к центру колеса.
Красные метки на шинах и белые на дисках должны совпадать.
Все это делается для того, чтобы наибольшим образом улучшить силовые показатели колес.
Какие маркеры важнее?
Важнее совпадение желтой метки на шине с ниппелем, при шиномонтажа на красную метку обращать внимание не стоит.
Белый штамп с цифрой.
Данная маркировка указывает номер инспектора, проводящего заключительный осмотр шины перед отправкой ее заказчику.
Цветные полосы на протекторе.
Данные полосы были созданы для удобства работы работников складов, где все шины стоят в стопке и сходу выявить одинаковый типоразмер резины сложно и неудобно.
По одинаковым цветным полосам можно сразу выявить одинаковые шины.
Для покупателей такие полосы мало значимы.
Дата изготовления шины
Чтобы узнать дату, когда была изготовлена шина, нужно обратить внимание на овальный штамп, который расположен сбоку. Как правило, там Вы увидите 4 цифры.
К примеру – 1905.
19 – это девятнадцатая неделя года, 05 – год. Значит шина изготовлена в мае 2005 года.
На старых шинах, изготовленных до 2000 года, можно увидеть трехзначные цифры.
Рассмотрим на примере – код 119.
11 – это неделя, 9 – последняя цифра года. Чтобы определить какой год 89 или 99 обратите внимание на наличие пробела.
*108* — 1988 год выпуска.
*108 * — 1998 год выпуска.
Как мы видим маркировка шин автомобиля представляет из себя набор специальных символов , цифр и слов, которые несут в себе определенный смысл.
Однако хочется заметить, что тут мы рассмотрели только самые распространённые обозначения, которые вы встретите при покупке шин на наших рынках или рынках стран ближнего зарубежья и Европы.
Кстати, на этой странице сайта вы сможете подобрать шины и диски по марке своего автомобиля.
Существую еще множество обозначений, которые свойственны для тех или иных стран Ближнего и Дальнего Востока, но это уже вряд ли будет для нас интересно.
Маркировка шин — видео.
Разбираемся в маркировке шин: что означают те или иные надписи, как узнать какая резина перед Вами?
На боковины пневматической шины всегда нанесена определенная маркировка, несущая информацию о ее размере, типе, конструкции, сезонности и ряде других характеристик. Рассмотрим подробнее обозначения, которые автолюбители могут встретить на покрышке. Данная информация также будет полезна тем, кто купил авто и хочет узнать какая резина на машине.
Что означают все эти надписи?
Прежде всего, данные условные обозначения указывают на ширину и высоту профиля, на диаметр посадочного места. Значения могут быть указаны в дюймах, миллиметрах либо одновременно двумя способами. Также на шине указывается индекс скорости (см. картинку выше).
Какие еще надписи и обозначения можно встретить на шинах
- Латинская буква «R» или надпись перед обозначением диаметра «Radial» означают, что перед вами шина с радиальной конструкцией. Если конструкция диагональная, то она просто не будет никак обозначаться. Но таких шин уже почти не осталось.
- «C» — резина для малой коммерческой техники (микроавтобусов и легких грузовичков). От английского слова Commercial.
- «LT» – такое же обозначение, но для Северной Америки (Light Truck).
- «L» — таким символом могут обозначаться низкопрофильные шины.
- «Extra Load» (XL) — обозначение усиленной покрышки.
Отличается от обычной шины большим индексом допустимой нагрузки.
- «M+S» — дословно в переводе с английского «грязь + снег» (Mud + Snow). Такие обозначения встречаются на всесезонной и зимней резине. Эти шины хорошо работают на мягком покрытии: песке, снегу, грязи. Не стоит думать, что «всесезонка» с таким значком является зимней шиной.
- «All Season» или «Any Weather», может быть «AS» — обозначения всесезонных покрышек.
- «Снежинка», может быть снежинка в скале — обозначение зимней авторезины. Причем конкретно зимней, а не «еврозимы».
- «Зонтик», надписи: «Rain», «Aqua», «Water», «Aquacontact», «Aquatred» — указывают на дождевые шины (такие покрышки имеют мощную систему водоотвода, но на сухой дороге их показатели хуже, чем у стандартных шин).
- «Inside», «Outside» — таким образом обозначены внутренняя и внешняя стороны на асимметричных шинах. Монтировать такую резину на диски необходимо строго по этим указателям (какие виды протекторов бывают).
- «RunFlat», RSC (RunFlat System Component) — резина, которая сохраняет свои свойства после прокола.
Шины, изготовленные по технологии Run Flat, у разных производителей шин могут называться по-разному. После того, как давление в колесе полностью упало, на нем есть возможность еще проехать от 60 до 150 км без повреждения, но желательно не ехать больше 80 км/ч.
- Надпись «Rotation» или значок в виде стрелки — такую маркировку наносят на шины с направленным рисунком протектора. Это направление так же необходимо учитывать при шиномонтаже, иначе продуктивность шины будет полностью потеряна.
- «Tubeless» — обозначение бескамерной шины. Если этой надписи на шине нет, то без камеры ее нельзя использовать.
100-процентно на это указывает надпись «Tube Type».
- «AT», «A/T» (All Terrain) – универсальные покрышки для внедорожников и кроссоверов, предназначенные как для шоссе, так и для пересеченной местности. Но, в по-настоящему серьезное (и даже — среднее) бездорожье на них заезжать не стоит. Отличие AT от MT и вообще что это всё означает тоже в ссылке.
- «BLK» — обозначение черной боковины.
- «DA» (Defective Appearance) — этот штампик означает, что шина содержит небольшие дефекты, полученные при ее изготовлении, но не влияющие на ее качество. Дефект чисто косметический.
- «DD» — шипы у шин с такой маркировкой имеют прямоугольные сердечник и алмазные грани.
- «FR» (Flangerib) — борта таких покрышек усиленные.
- «HP», «H/P» (High Performance) – шины премиум класса, которые отличаются высокой производительностью и высоким скоростным индексом. Так маркируют только шоссейные шины для внедорожников и легковых авто.
- «HT», «H/T» (HighwayTerrain) — такую маркировку можно встретить на шинах для кроссоверов и внедорожников. Означает она, что на такой резине можно передвигаться только на дорогах общего пользования, без выезда на любое, даже самое легкое бездорожье.
- «MD» — шины имеют пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
- «REGROOVABLE» — протектор шины можно углубить посредством нарезки специальной машинкой.
- «FR» — после обозначения типоразмера означает шину с защитой обода диска.
- «Reinforced», «Reinf.» или буквы RF после указания типоразмера означают усиленную шину, имеющую больше слоев резины, по сравнению с обычной.
- «SD» – шипы с твердосплавным сердечником.
- «MFS» (Maximum Flange Sheild) – шина со специальной системой, защищающей ее от механических повреждений, которые могут быть получены от контакта с бордюрами или тротуаром.
Покрышка имеет особый буфер на нижней части боковой стенки.
- «Left» или «Right» — обозначения асимметричных направленных шин, которые строго бывают левыми или правыми. Это обязательно должно учитываться при шиномонтаже.
- «MT», (Mud Terrain) — так обозначается резина для настоящего бездорожья, которая устанавливается только на внедорожники. Резина с мощным, агрессивным протектором, не подходящая для асфальта.
- «OD» – шипы с овальным сердечником.
- «Max Pressure» — указывает на максимально допустимое давление в колесе.
- «Max Load» — обозначение максимальной допустимой нагрузки в килограммах на колесо.
- «Studless» — такие шины нельзя ошиповывать.
- «Studdable» — а такие можно.
- «Steel» — эта надпись сообщает о наличии металлического корда в конструкции шины.
- «E» в кружке означает соответствие ECE (европейским требованиям).
- «DOT» — соответствие американскому стандарту качества.
- «Temperature» — может быть «A», «B» или «C». Показатель термостойкости шины на большой скорости. Самая стойкая резина обозначается «Temperature A».
- «TWI» — указывает на то, что шина имеет индикаторы износа.
Надпись может сопровождаться стрелкой. Сами индикаторы в количестве шести или восьми штук расположены на протекторе шины, и выполнены они в виде выступов в углублении канавки протектора. Высота выступа обычно — 1.6 мм. Как только протектор сравняется с выступом, шину необходимо заменить.
Про стандарты Евросоюза
С недавних пор законодательство ЕС требует наносить на шины, реализуемые на территории Евросоюза, информацию о экологичности и безопасности. Теперь на них обязательно нужно клеить наклейки, чем-то напоминающие обозначения на бытовой технике. На маркировке указываются показатели расхода топлива, сцепления с мокрым дорожным покрытием, уровень издаваемого шума, выраженный в Дб.
Разберем подробнее эти обозначения
Топливная экономичность
Значок с бензоколонкой. В качестве ориентира взято сопротивление шины качению, которое самым прямым образом влияет на этот показатель. Шкала от «А» (самые экономичные шины) до «G» (самое большое сопротивление качению).
Сцепление на влажной дороге
Значок с дождиком. За основу взят показатель тормозного пути на мокрой дороге. Шкала от «A» до «F» (самый длинный тормозной путь).
Уровень шума
Значок с динамиком. В качестве показателя взят звук, издаваемый шиной при движении, выраженный в децибелах. Класс акустического комфорта отражается черными делениями звуковых волн. Одна волна — тихая шина, соответственно, три волны — самая громкая.
Вот и все основные маркировки, которые вы можете встретить на современных шинах. Конечно, производя новые шины, отдельные производители могут добавлять какие-то свои обозначения и даже метки, но они не являются типичными, и поэтому рассматривать их в рамках данной статьи нецелесообразно.