Как выбить шкворень: инструкция с фото и видео
Шкворень — это стержень шарнира поворотного кулака, а точнее ось поворотного управляемого колеса автомобиля. На некоторых машинах его может и не быть. Это зависит от конструкции рулевого управления. При быстрой езде по плохой дороге оно испытывает серьёзные нагрузки и постепенно изнашивается. Чтобы не запускать состояние деталей в край, нужно как можно скорее устранять неисправности.
В шкворневой подвеске чаще всего стираются бронзовые втулки кулака, из-за чего появляется люфт. В этом случае их нужно извлечь и заменить. Но чтобы это сделать, сначала надо демонтировать сам кулак с передней балки. Тут начинаются проблемы. Связаны они с намертво засевшим стержнем, который никак не хочет вылазить. Как выбить шкворень знают только те, кто уже встречался с данной проблемой. Но, если к ситуации подходить с холодной головой, то справится и новичок. Важно, чтобы при разборке не повредились остальные детали подвески.
Итак, вы уже сняли колесо со ступицей и добрались до шкворня. Теперь главное не повредить сам поворотный кулак. Почему этот стержень вообще закисает в посадочном месте балки? Причин может быть много, но основной из них является отсутствие смазки.
На поворотном механизме есть крышка с заглушкой, с помощью которой он периодически должен смазываться. Заглушка откручивается, подсоединяется шприц высокого давления и шкворень обдаётся нигролом. Так вот, многие забывают делать эту процедуру и стержень пристаёт к балке. Другой причиной могут быть изношенные уплотнительные элементы (резиновые колечки), устанавливающиеся на поворотном механизме в специальные канавки. При их отсутствии под ось набивается грязь и попадает вода, из-за чего ржавеет и, соответственно, закисает.
Извлечь шкворень из кулака можно несколькими способами. Его можно выдавить прессом или просто выбить, а можно включить фантазию и придумать собственный метод. Но пока стоит разобрать два основных варианта.
Выбивание шкворня
Первый и наиболее распространённый способ достать закисший в балке стержень — это простое выколачивание балдой или тяжёлым молотком. Делать это нужно аккуратно, без фанатизма, чтобы не повредить поворотный кулак.
Для такой процедуры понадобится молоток потяжелее, поскольку удар должен быть сильным, а также наставка. Она должна быть диаметром на 2-3 мм меньше, чем сам шкворень. Перед началом желательно что-нибудь подложить под балку, чтобы создать хорошее сопротивление. Затем направляем наставку на закисший стержень и наносим по ней мощные удары.
Выбивание шкворня при помощи молотка и наставки
Процесс может затянуться, так как для начала его нужно будет сорвать с места. Если вам удалось это сделать, можно считать, что дело в шляпе. В этом моменте важно учитывать твёрдость наставки, поскольку, если металл мягче стержня, то он расплющится и застрянет в поворотном кулаке. Если наоборот, наставка тверже, то можно заклепать шкворень, вследствие чего он увеличится в диаметре и не пролезет в гнездо балки. Тогда его оттуда вообще не достать. По словам механиков, лучшей наставкой является старая ось, обработанная на токарном станке. Её твёрдость с размерами будут подходящими и стержень без особых проблем легко извлечётся.
Подробнее про выбивание шкворней можете посмотреть в видео:
Выпрессовка шкворня
Второй способ немного проще, правда требует специального инструмента. Зачастую им пользуются, когда достают шкворня на грузовых автомобилях, но можно применить и для легковушки. Для начала нужно самостоятельно изготовить (или купить, но стоимость такого прибора будет от 70 000 рублей и выше) некий съёмник, который представляет собой прямоугольную конструкцию.
Берётся небольшая толстая плита и две шпильки, которые необходимо приварить к ней на определённом расстоянии (около 30 см). Затем применяется вторая плита, с проделанными для них отверстиями. Вся конструкция ставится соосно под шкворень, а плита с отверстиями прикручивается сверху гайками.
Таким образом получается замкнутый остов, который будет служить упором при выдавливании закисшего стержня.
Полдела сделано! Теперь осталось поставить гидравлический домкрат (грузоподъёмностью желательно не менее 50 тонн), подобрать под шкворень наставку и начать сам процесс. Получается так, что сверху поворотный кулак упирается в верхнюю плиту, прикрученную гайками к шпилькам, а снизу давит домкрат. Он в свою очередь наталкивается на основную, нижнюю плиту, что и создаёт большое усилие. При определённом давлении стержень сам начнёт вылазить из балки.
Выпрессовка шкворня при помощи специального съемника и гидравлического домкрата
Можно обойтись без домкрата, однако это дольше по времени и чуть сложнее в реализации. Придется изготовить или заказать съемник, который показан на рисунке ниже. Он крепится к колесной ступице таким образом, чтобы болт сверху попадал в отверстие шкворня. Затем болт вручную вкручивается в это отверстие, тем самым выпрессовывая шкворень.
Выпрессовка шкворня при помощи съемника
Подробнее про процесс выпрессовки шкворней можете посмотреть в видео:
Это два основных способа, которыми можно извлечь даже намертво засевший шкворень. Они были придуманы автовладельцами, которые когда-то столкнулись с этой проблемой. Конечно, это не совсем технологично, но зато эффективно и по-мужски. Причём, если вы своевременно промасливали кулак, то выбить стержень не составит труда, и, возможно, не понадобится грубая сила. Правда, бывает такое редко.
Полезные советы и рекомендации
- Бывали случаи, когда человек забывал выбить стопорный штифт или не замечал его и начинал заклёпывать шкворень. Такое случается из-за невнимательности, а также незнания самого узла. Если внимательно осмотреть балку в районе посадочного места стержня, то можно заметить маленький железный штырь. Так вот это и есть штифт. Он удерживает шкворень от вращения, а также от осевого смещения поэтому, прежде чем выколачивать, нужно сначала вытащить этот штырь, а затем проводить дальнейшие манипуляции.
Стопорный штифт шкворня
- Есть ещё некоторые советы, которые помогут достать ось поворотного механизма. Эти моменты необходимо учитывать в процессе. Например, для лучшего эффекта можно использовать жидкости с высокой проникающей способностью. Это может быть дизельное топливо, керосин или современная WD-40. Они наносятся на закисшую деталь, и, зачастую, пропитываются между стержнем и гнездом в балке. Это даст положительный эффект и позволяет легче снимать детали.Проникающие смазки типа WD-40 позволяют легче извлекать смазанные ими детали
- Также при извлечении шкворня можно нагреть то место, где он застрял. Оно под действием тепла расширится, соответственно увеличится в диаметре. Однако важно не переусердствовать, иначе раскалится сам стержень, что вызовет его заклинивание. При выдавливании прессом, можно аккуратно постукивать молотком по балке. Это вызовет мощную вибрация, вследствие которой шкворень начнёт отставать от закисшего гнезда.
Если ничего не помогает, можно попробовать нагреть балку, чтобы выбить шкворень. Однако делать это необходимо максимально осторожно, чтобы не повредить её.
- На самом деле, можно придумать кучу разных приспособлений, которые помогут выбить стержень. Какие-то из них будут эффективными, а какие-то — нет. Единственное, что нужно помнить — это аккуратность. Часто бывает, что при ремонте повреждается какой-нибудь другой механизм, прибавляя владельцу ещё больше хлопот.
Важные моменты при сборке
После того, как вы сделали то что и хотели, необходимо всё правильно собрать. Если менялись втулки поворотного кулака, то они обязательно должны быть развёрнуты. Это делается специальным инструментом — развёрткой, для того чтобы подогнать нужный диаметр. При установке шкворень должен плотно заходить в уши кулака и при этом не иметь люфта. Естественно, всё нужно обильно смазать. Лучше это сделать нигролом, так как он долгое время сохраняет свои свойства. Обычное масло вытечет, а густой солидол начнёт коксоваться, в результате чего стержень снова может закиснуть.
Новые шкворни при установке рекомендуется смазывать нигролом
Не забудьте установить опорный подшипник в пыльник, а также резиновые уплотнители, которые задержат всю грязь, попадающую под шкворень. Если после сборки поворотный кулак двигается в осевом направлении, можно воспользоваться шайбами такой толщины, чтобы устранить этот люфт. Подлаживать их можно прям под подшипник. Идеально работающий механизм должен туговато поворачиваться и при этом не иметь осевых и радиальных зазоров. После проверки, в самом конце вставляется и затягивается штифт.
Устройство шаровой опоры
Если ездить аккуратно, то так часто заниматься подобными вещами не придётся.
Шкворни УАЗ 469: какие выбрать?
В этой статье мы не станем подробно рассматривать вопрос «что такое шкворни, как они устроены и зачем нужны». Предполагается, что читатель уже немного знаком с матчастью. Впрочем, желающие всегда могут ознакомиться с вопросом на нашем основном сайте и, в частности, в полной версии статьи, посвященной шкворням УАЗ 469.
Ну а мы сразу двинемся дальше и перейдем к видам шкворней и их выбору.
Виды шкворней на УАЗ 469
Существуют четыре основных вида шкворней, использующихся в конструкции автомобилей УАЗ 469:
- втулочные;
- подшипниковые;
- шаровые;
- со сферической опорой.
Все указанные модификации в разные годы устанавливались в машины, выпускаемые Ульяновским автомобильным заводом. Используются они и сейчас. Чтобы понять, какие шкворня лучше поставить на УАЗ 469, разберем их устройство подробнее.
Шкворень на втулках
Фото 1: Шкворни на втулках (Источник: Яндекс.Картинки)
Т-образные цилиндрические шкворня на УАЗ 469 старого образца являются узлом по форме двух цилиндров с различным сечением. Они вытачиваются станочным способом из цельной стальной заготовки. В центре верхнего расширенного торца проточен резьбовый канал для вкручивания смазочной пресс-масленки.
Возле него проточен второй гладкостенный канал меньшего сечения, смещенный от центра, для запрессовки стопорного штифта. Вокруг тела узла проточен кольцевой канал. Он распределяет смазку по всей боковой поверхности узкой нижней части. Часто вдоль всего тела шкворня делают сквозной продольный канал. Так смазывается весь узел в сборе.
Своей расширенной частью шкворень плотно запрессован в корпусе поворотного кулака. Четырьмя болтами узел надежно зафиксирован накладкой из стали. От проворачивания его страхует специальный штифт. Узкая часть установлена во втулку из бронзы, которая запрессована в корпус шаровой опоры.
Бронзовая втулка откалибрована так, чтобы шкворень, находящийся в ней, не провернулся без заклинивания. Между расширением шкворня и корпусом шаровой опоры проложены прокладки из металла. Ими центрируется весь шкворневой механизм. Чтобы облегчить вхождение авто в поворот, уменьшить интенсивность износа всех деталей, монтаж шкворней осуществляется под незначительным углом.
Благодаря простоте конструкции, ремонт шкворней уаз 469 старого образца, то есть втулочных шкворней, несложный и не занимает много времени и ресурсов. Принцип работы подобного устройства: на поворотах кулак посредством сошки совершает отклонение от среднего положения. Шкворни узкой частью проворачиваются внутри втулок.
Консистентная смазка из шкворневого канала заходит в выточку снизу. Там она распределяется между втулкой и шкворнем. Благодаря смазке, уменьшается сила трения, сокращается интенсивность износа всех деталей.
Шкворень УАЗ на подшипнике
Фото 2: Шкворни на подшипниках (Источник: Яндекс.Картинки)
Шкворня на подшипниках УАЗ 469 по своей конструкции являются наиболее сложными среди всех остальных. Они собираются из трёх составляющих:
- нижней половины;
- конического подшипника;
- подшипниковой обоймы.
Основой данного устройства является роликовый радиально упорный конический подшипник 7203. По международной классификации его обозначение 30203. На нижнюю половину такого шкворня напрессовывается конический подшипник. В качестве дополнения в конструкции узла используется упорное кольцо.
Оно подкладывается под подшипник. Обойма с подшипником запрессовывается в корпус поворотного кулака. В нижней половине предусмотрен осевой канал для подачи смазки, в обойме подшипника выполняется боковой канал под штифт и центральный канал под установку пресс-масленки.
Грузоподъемность подшипника 7203:
- статическая 9000 н;
- динамическая 14000 н.
Все устройство является прототипом шкворня на шаре, однако вместо них часто используют шкворня на УАЗ на подшипниках.
Данная технология позволяет существенно снизить трущиеся нагрузки и увеличить общую надежность узла. При эксплуатации автомобильной техники часто возникают колоссальные осевые нагрузки. Использование конических подшипников позволяет обеспечить повышенную устойчивость к ним.
Шкворень УАЗ на шаре
Фото 2: Шкворни на шаре (Источник: Яндекс.Картинки)
Данный шкворень собран из 4-х частей: верхней, которая запрессована в корпусе поворотного кулака, нижней, запрессованной в корпус ШОПГ, а между ними зажат шар из каленой стали. Шар уложен в лунки, по форме являющиеся полусферами. Они выточены в торцевых половинах шкворня. Смазка для шкворня поступает через осевые каналы. В самом верху проточен канал с резьбой для вкручивания пресс-масленки.
Главное отличие монтажа шкворней на шарах от обычных состоит в том, их нижняя половинка жестко крепится в корпусе шаровой опоры. Бронзовая втулка здесь не нужна. Принцип действия узла довольно прост: когда колесо отклоняется в какую-либо сторону, верхняя часть шкворня совершает проворот на шаре.
Сам шар также одновременно проворачивается относительно половин шкворня. Подобное устройство обеспечивает существенное уменьшение сил трения и сокращает интенсивность износа всех деталей относительно стандартного шкворня.
Какие шкворни лучше поставить на УАЗ 469
Российская машина УАЗ 469 славится своей выносливостью, надежностью, способностью преодолевать любые препятствия. Большая заслуга в этом шкворней, установленных в трансмиссии. Какие шкворни лучше – данный вопрос зависит от стиля вождения, особенностей преодолеваемых препятствий, длительности движения по пересеченной местности.
Судя по отзывам бывалых автолюбителей и профессиональных гонщиков по бездорожью, наиболее выносливыми шкворнями являются втулочные и шаровые конструкции. Много приверженцев и подшипниковых узлов. Хотя при постоянной эксплуатации в грязи, сильной запыленности, подшипники забиваются песком, выходят из строя.
Тем не менее, многими автовладельцами осуществляется замена шкворней на уаз 469 на подшипниковые, если ранее стояли другие устаревшие конструкции. Хорошую репутацию у водителей приобрели шкворня Ваксойл на УАЗ 469. Эти устройства редко выходит из строя, их ресурс длительный, надежность доказана условиями тяжелой эксплуатации.
Как осуществляется замена шкворней УАЗ 469
Замена шкворней на УАЗ 469 осуществляется в следующей последовательности:
- Слить масло из моста. Под колеса поставить упоры, мост вывесить.
- Тормозной суппорт вместе с диском демонтировать.
- Щит тормоза открутить, убрать провод в сборе с корпусом подшипника.
- Снять рулевой наконечник, выкрутить масленку снизу.
- Снять крышку шкворня со смазывающим клапаном.
- Выкрутить пробку из нижнего шкворня.
- Шкворня разобрать, замочить в керосине.
- Шкворня с обратной стороны демонтировать в аналогичной последовательности.
- Снятые детали тщательно очистить от пыли, грязи, коррозии, осмотреть.
- Втулки смазать и распрессовать.
- Смазочные спиральные каналы очистить от стружки и отложений.
- Полуосевые сальники заменить, кромки смазать маслом.
- Завершив операции, проверить шкворни в цапфе. Резьбовые соединения проверить на ШРУСе. Отрегулировать осевое перемещение кулака.
- Масленку и крышку шкворня установить на свое штатное место.
- Смазать шейку привода. После окончательной проверки вставить провод.
- Монтаж всех узлов и деталей осуществлять в обратной последовательности. Чтобы замена шкворней на УАЗ 469 своими руками прошла правильно, необходимо четко придерживаться требований инструкции.
Регулировка шкворней
Многих автомобилистов интересует, как отрегулировать шкворня на УАЗ 469. Для этого существует весьма простая, но эффективная технология. Регулировка шкворней УАЗ 469 осуществляется так. Необходимо установить один шкворень, закрыть его крышкой, не набирая регулировочных прокладок.
Вставить второй шкворень, замерить штангенциркулем, насколько он выступает из корпуса поворотного кулака. Далее следует набрать прокладки в необходимом количестве и разделить на два. Прокладок толщиной 0,1 мм либо 0,15 мм (тонких) каждый пакет должен содержать не менее трех штук.
Установить каждый пакет прокладок с каждой стороны поворотного кулака. Прижать конструкцию крышками. Провернуть кулак вправо-влево, вверх-вниз, проверяя тем самым на предмет люфтов или заеданий. Если крутится слишком легко – следует убрать одну либо две тонких прокладки. Если крутится с трудом – добавить. Когда механизм идеально работает, непосредственная регулировка шкворней завершается.
Что такое шкворень в автомобиле?
» Техника »
Вопрос знатокам: как выглядит шкворень и для чего он нужен?
С уважением, псевдоним
Лучшие ответы
Наверное вы имеете ввиду поворотный шкворень, который стоит на балке автомобиля, так как есть ещё и прицепные шкворня. Шкворень это палец или стержень шарнира, который соединяет две вращающиеся независимо друг от друга детали. Шкворня стоят не на всех автомобилях, существуют различные типы крепления, могут стоять и рычаги на втулках. В основном шкворня ставят на грузовые автомобили. Так же шкворня не однотипны, они бывают как конические, так и цилиндрические и крепятся по разному, а значит и весь узел другой.
CAISSE FEDERALE DE CREDIT MUTUEL:
Обыкновенный кругляк (сталь) . У разных машин -свой размер и длинна, вращается во втулках. Есть и полушкворня.
Поворотный кулак к балке крепит.
В настоящее время применяются всё чаще подшипники вместо втулок.
На шкворнях держатся поворотные цапфы
Они стоят на грузовых машинах (в большинстве) , шкворень соединяет поворотный кулак с балкой (кулаку надо же где крепится) а на поворотный кулак уже сажается подшипники, ступица итд. Вообщем всё элементарно.
В основном шкворень стоит на отечесивенных авто .Передняя балка, на ней колёса со ступицами поворачиваются .Металический стержень из крепкой стали.
Газ, Зил, Волга, на автобусах и т. д
-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
у меня в мазде есть, в багажнике. друг просил довезти
у меня на волге есть. неубиваемая вещь
Шкворень — стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В более узком смысле — ось поворота управляемого колеса автомобиля или иного транспортного средства.
Во времена конных экипажей «шворнем» , или «шкворнем» называли стержень или болт, «на коем ходит передок всякой повозки» , то есть — через который к повозке крепилась поворотная ось передних колёс. В тепловозах, электровозах и вагонах используют шкворень с вертикальной осью для соединения колёсных тележек между собой и с рамой машины.
На автомобиле в своём изначальном варианте это была вполне реальная ось в виде стержня из закалённого металла, при помощи которого несущий ступицу и колесо поворотный кулак крепился к подвеске.
Начиная с пятидесятых годов XX века на легковых автомобилях шкворень в виде самостоятельного элемента подвески передних колёс стали постепенно заменять на шаровые шарниры, которые соединяли поворотный кулак с рычагами подвески и обеспечивали благодаря наличию двух степеней свободы как её ходы сжатия и отбоя, так и поворот управляемых колёс.
Шаровые шарниры герметичны или полугерметичны, поэтому либо не требуют смазывания вообще, либо допускают его намного реже по сравнению с негерметичными обычными поворотными шарнирами.
К началу-середине шестидесятых годов шкворни оставались преимущественно в подвесках грузовиков, пикапов, а также редких легковых моделей, ориентированных на работу с большими нагрузками или в тяжёлых дорожных условиях — например, на некоторых спорткарах и «жёстких» внедорожниках, австралийских автомобилях марки Holden, советских марки «Волга» или немецком «Жуке» , где они применялись из-за большей живучести. Кроме того, зависимая передняя подвеска с цельной балкой моста практически всегда имеет шкворни по конструктивным причинам.
Тем не менее, слово «шкворень» продолжает широко употребляться, обозначая теперь уже не реальную, а конструктивную ось поворота колеса. Например в случае подвески на двойных поперечных рычагах это ось, соединяющая центры обоих её шаровых шарниров. Для ходовых качеств автомобиля очень важную роль играет такой параметр, как углы наклона шкворня — продольного (кастор) и поперечного.
Вид на передний мост со шкворневыми узлами на концах. «Форд» -купе 1932 модельного года.
mosintour /zamena_shkvornejj_gruzovogo_avtomobilja
шкворень — это стержень, который закрепляет две детали способные поворачиваться относительно друг друга. В старину он широко использовался в повозках, когда к ним прицепляли что-либо.
В настоящее время шкворня применяются в закреплении оси (балки) с вращающимися колёсами с поворотным кулаком на грузовых автомобилях.
Шкворень, представляет собой стальной валик (палец) , цилиндрической формы с небольшой конусностью, который запрессовывается с натягом в соответствующие отверстия соединения передней балки и подвижной цапфы.
ru.wikipedia /wiki/Шкворень
есть две шаровые на легковых а есть шкворень на грузовых. а зачем вам?
Это ось, крепится на нижний и верхний рычаг. На которую крепится ступица с колесом. Поворотная деталь (колеса поворачиваются) чаще у грузовых машин.
Шкворень это стальной палец соединяет балку и поворотный кулак на грузовых авто стоит во втулках и переодически мажется литолом или негролом у волгах тоже есть но не вовсех.
шкворень это очень хитрая вещ все написаное выше правильно но непонятно наверно пробую объяснить на примере у вас есть заколка для волос с двух половинок в виде прищепки вот тот железный штырек который соединяет две половинки можно назвать шкворень и как можно понять из сказаного служит он для соединения двух вращяющихся деталей приплюсуйте к моему примеру все что написано выше думаю вы не только поймете что это такое а и как выглядит надеюсь доходчево объяснил УДАЧИ
У меня с 1960-х годов в гараже лежит ШПРИЦ, которым эти проклятые шкворни в Волге ГАЗ-21 нужно было почти еженедельно «шприцевать» смазкой.
это не то о чем ты подумала
Применений много.. .
Берешь шкворень, идешь в подворотню и, просишь закурить…